04.06.2021, 13:46

Электросамокаты и государство

Электросамокаты — главная тема весны 2021 года. Социальные сети, СМИ, общественники, политики и даже Следственный комитет спорят о том, как быть с самокатами и как их регулировать. Есть ли здесь политика? Конечно, есть. Кейс с самокатами показывает, что мы не можем жить без государства, а для самого государства это хороший тест на эффективность.

Самокаты появились в России не вчера, но именно к 2021 году их количество достигло критической массы. Главную роль сыграли сервисы кикшеринга — прокатиться на самокате сейчас может любой человек, установивший приложение. Не надо покупать дорогостоящее транспортное средство, долго учиться ездить на нем и тем более учить ПДД. Как следствие — участились дорожные инциденты и конфликты между самокатчиками и прохожими, между самокатчиками и автомобилистами.

Электросамокаты и государство

И вот уже со всех сторон звучат призывы к государству придумать какие-то правила. Государство пока разводит руками — как оказалось, с точки зрения нынешних законов самокатчики приравнены к пешеходам, а потому ГИБДД, например, не будет разбираться в ситуации, когда самокат сбил человека на тротуаре. Правовую неопределенность обещают устранить, но, когда это произойдет и в каком виде, пока неясно.

Подзабытые урбанисты встрепенулись и, со своей стороны, говорят о том, что ничего этого не было бы, если бы в городах были оборудованы удобные велодорожки. Но велодорожек нет, и понятно, что сделать их труднее, чем придумать новый пункт в ПДД.

Так где же здесь политика?

Если рассмотреть сложившуюся ситуацию политически, то перед нами не что иное, как своего рода естественное состояние — то есть состояние, когда нет никакого государства, а граждане предоставлены сами себе. Да, оно касается отдельной узкой сферы, но это оно.

И что мы видим? Люди в этом самом естественном состоянии, во-первых, начинают конфликтовать друг с другом, а во-вторых, не могут урегулировать эти конфликты. И это приводит к физическому ущербу — как минимум к травмам и повреждению имущества.

А ведь, казалось бы, кто мешает людям самостоятельно прийти к неким «правилам вежливости», к взаимно приемлемым ограничениям, которые удобны для всех, но не подкреплены страхом наказания? Например, почему бы самокатчикам самостоятельно не снижать скорость на людных улицах, а на пешеходных переходах — спешиваться? Или почему бы прохожим не оставить узкую полоску справа для проезда самокатов, если уж они все равно ездят?

Да, многие так и делают и ведут себя разумно. Но не все. Всегда найдется определенный процент тех, кто будет ехать с максимально возможной скоростью или непредсказуемо выезжать на проезжую часть. А среди прохожих будут те, кто ни за что не пропустит самокат, даже если он едет не агрессивно.

Мы видим это своими глазами — увы, люди в таком естественном состоянии не могут ни интуитивно, ни каким-то другим образом договориться о правилах совместного существования. Все равно будут те, кто захочет для себя «все и сразу».

И вот тогда приходит государство. Как мы видим, оно поначалу совсем не хотело вмешиваться в эту ситуацию — государственная машина неповоротлива и ленива. Но мы сами призываем его на помощь. Без карающей и надзирающей власти мы не в состоянии договориться между собой. Кто-то ждет от него запретов, кто-то велодорожек — но все взывают именно к нему.

На примере самокатов мы можем сделать вывод: бесконфликтное и безгосударственное сосуществование свободных людей, похоже, невозможно. Наступает момент, когда без государства не обойтись.

Но это только первый пункт. Второй пункт — это то, как именно себя поведет государство.

Ситуация с электросамокатами — тест не только для общества, но и для самого государства. Ведь оно может поступить по-разному. Оно может взять и в принципе запретить самокаты (крайний негативный вариант). А может придумать такие правила, которые сделают всех счастливыми (крайний позитивный вариант).

Скорее всего, реальность будет где-то между двумя этими вариантами. Вопрос в том, ближе к какому из них она будет.

Получается, что перед нами — идеальная проверка на эффективность российского государства. Есть ситуация, когда никакого регулирования нет, и граждане сами просят его установить. Есть государство, которое в силу своей природы вынуждено вмешаться, даже если не очень этого хочет. Оно должно выполнить ту самую функцию, ради которой, собственно, и создано.

По итоговому результату мы поймем, насколько хорошо в России работает государственная система. Будут ли новые правила понятными и удобными для всех? Уменьшится ли количество конфликтов и инцидентов с самокатами? Будет рынок электросамокатов расти, или он потихоньку загнется? Нет ничего лучше, что помогло бы нам поставить оценку государству РФ. Уже этим летом или следующим мы все поймем.

Алексей Шабуров

Похожие новости по теме
14.09.2020, 11:08

Электросамокатам ограничат скорость

Министерство транспорта РФ разработало поправки в Правила дорожного движения, в которых предлагается закрепить правила передвижения на электросамокатах, моноколесах и сегвеях. Как пишет газета...

Запрет парковок и политическая философия 17.10.2016, 16:24

Запрет парковок и политическая философия

На портале «Российская общественная инициатива» появился законопроект о полном запрете парковок во дворах. Несмотря на то, что проекты на РОИ, собравшие нужное количество голосов, еще никогда не...

02.03.2015, 17:31

Россиянам могут запретить жениться из-за долгов

Российское государство подумывает над тем, чтобы запретить гражданам жениться и выходить замуж, если у них есть долги. Впрочем, пока это только идея чиновников, не оформленная в документах. Тем не...

Законы отчуждения 09.10.2014, 14:43

Законы отчуждения

Искать логику в том, что делает нынешняя российская власть — занятие вроде бы неблагодарное и довольно бесполезное. Кажется, всем всё понятно: внешняя политика, пропаганда, экономический кризис,...

15.06.2006, 16:44

Депутат Государственной Думы РФ Евгений Ройзман: Гражданское общество сверху не построить

Политсовет, 15.06.2006. Депутат Государственной Думы РФ Евгений Ройзман выступил на круглом столе «Обеспечение прав и свобод граждан, эффективная организация государства, развитие демократии и...


Мастрид
Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам