Электросамокаты — главная тема весны 2021 года. Социальные сети, СМИ, общественники, политики и даже Следственный комитет спорят о том, как быть с самокатами и как их регулировать. Есть ли здесь политика? Конечно, есть. Кейс с самокатами показывает, что мы не можем жить без государства, а для самого государства это хороший тест на эффективность.
Самокаты появились в России не вчера, но именно к 2021 году их количество достигло критической массы. Главную роль сыграли сервисы кикшеринга — прокатиться на самокате сейчас может любой человек, установивший приложение. Не надо покупать дорогостоящее транспортное средство, долго учиться ездить на нем и тем более учить ПДД. Как следствие — участились дорожные инциденты и конфликты между самокатчиками и прохожими, между самокатчиками и автомобилистами.
И вот уже со всех сторон звучат призывы к государству придумать какие-то правила. Государство пока разводит руками — как оказалось, с точки зрения нынешних законов самокатчики приравнены к пешеходам, а потому ГИБДД, например, не будет разбираться в ситуации, когда самокат сбил человека на тротуаре. Правовую неопределенность обещают устранить, но, когда это произойдет и в каком виде, пока неясно.
Подзабытые урбанисты встрепенулись и, со своей стороны, говорят о том, что ничего этого не было бы, если бы в городах были оборудованы удобные велодорожки. Но велодорожек нет, и понятно, что сделать их труднее, чем придумать новый пункт в ПДД.
Так где же здесь политика?
Если рассмотреть сложившуюся ситуацию политически, то перед нами не что иное, как своего рода естественное состояние — то есть состояние, когда нет никакого государства, а граждане предоставлены сами себе. Да, оно касается отдельной узкой сферы, но это оно.
И что мы видим? Люди в этом самом естественном состоянии, во-первых, начинают конфликтовать друг с другом, а во-вторых, не могут урегулировать эти конфликты. И это приводит к физическому ущербу — как минимум к травмам и повреждению имущества.
А ведь, казалось бы, кто мешает людям самостоятельно прийти к неким «правилам вежливости», к взаимно приемлемым ограничениям, которые удобны для всех, но не подкреплены страхом наказания? Например, почему бы самокатчикам самостоятельно не снижать скорость на людных улицах, а на пешеходных переходах — спешиваться? Или почему бы прохожим не оставить узкую полоску справа для проезда самокатов, если уж они все равно ездят?
Да, многие так и делают и ведут себя разумно. Но не все. Всегда найдется определенный процент тех, кто будет ехать с максимально возможной скоростью или непредсказуемо выезжать на проезжую часть. А среди прохожих будут те, кто ни за что не пропустит самокат, даже если он едет не агрессивно.
Мы видим это своими глазами — увы, люди в таком естественном состоянии не могут ни интуитивно, ни каким-то другим образом договориться о правилах совместного существования. Все равно будут те, кто захочет для себя «все и сразу».
И вот тогда приходит государство. Как мы видим, оно поначалу совсем не хотело вмешиваться в эту ситуацию — государственная машина неповоротлива и ленива. Но мы сами призываем его на помощь. Без карающей и надзирающей власти мы не в состоянии договориться между собой. Кто-то ждет от него запретов, кто-то велодорожек — но все взывают именно к нему.
На примере самокатов мы можем сделать вывод: бесконфликтное и безгосударственное сосуществование свободных людей, похоже, невозможно. Наступает момент, когда без государства не обойтись.
Но это только первый пункт. Второй пункт — это то, как именно себя поведет государство.
Ситуация с электросамокатами — тест не только для общества, но и для самого государства. Ведь оно может поступить по-разному. Оно может взять и в принципе запретить самокаты (крайний негативный вариант). А может придумать такие правила, которые сделают всех счастливыми (крайний позитивный вариант).
Скорее всего, реальность будет где-то между двумя этими вариантами. Вопрос в том, ближе к какому из них она будет.
Получается, что перед нами — идеальная проверка на эффективность российского государства. Есть ситуация, когда никакого регулирования нет, и граждане сами просят его установить. Есть государство, которое в силу своей природы вынуждено вмешаться, даже если не очень этого хочет. Оно должно выполнить ту самую функцию, ради которой, собственно, и создано.
По итоговому результату мы поймем, насколько хорошо в России работает государственная система. Будут ли новые правила понятными и удобными для всех? Уменьшится ли количество конфликтов и инцидентов с самокатами? Будет рынок электросамокатов расти, или он потихоньку загнется? Нет ничего лучше, что помогло бы нам поставить оценку государству РФ. Уже этим летом или следующим мы все поймем.
Алексей Шабуров