Екатеринбург второй раз за короткое время переживает всплеск активности гражданского общества. Если осенью горожане начали стихийно объединяться против строительства храма на городском пруду, то теперь задача куда масштабнее: широкая часть общественности пытается противостоять введению новой транспортной схемы. 
Хотя на первый взгляд история с храмом и транспортная реформа никак не перекликаются, сходства между ними нельзя не заметить.
В случае с храмом-на-воде власть в лице областного руководства действует в связке с бизнес-структурами и РПЦ, предлагая очень спорный проект. Строительство храма на городском пруду, очевидно, касается, всего города, а не только православных верующих. Тем не менее инициаторы проекта действуют в одностороннем порядке: никакого реального публичного обсуждения не устраивается, ответы на любые возражения носят безапелляционный и резкий характер. Аргументы сводятся к утверждениям «спонсорам виднее» и «храм должен быть, потому что он должен быть». Всех, кто возражает против храма, обвиняют то в продажности, то в бездуховности. В ответ на это горожане самостоятельно создали Комитет в защиту пруда, который уже начал организовывать ряд мероприятий (например, выставку фотографий пруда).
В случае с транспортной схемой власть в лице администрации Екатеринбурга, муниципальных транспортных предприятий и фонда «Город.PRO» решила провести реформу, которая затронет интересы сотен тысяч горожан. Решение о внедрении новой схемы уже принято, хотя формального публичного обсуждения не проводилось: не было ни публичных слушаний, ни даже рассмотрения в городской думе — только лишь Общественная палата города затронула тему, хотя вряд ли кто-то это заметил.
Понятно, что проект понравился далеко не всем — у многих возникли вопросы, возражения, критика. Уже почти неделю тема новой транспортной схемы остается номером один в информационной повестке. Но диалога не получается. Авторы схемы утверждают, что они все хорошо просчитали, а те, кто им возражает, просто не разобрались в их проекте. В той дискуссии, которая развернулась в соцсетях, накал достиг предела — в ход идут оскорбления, угрозы, подозрения. Авторов схемы подозревают в нарушениях при заключении контракта, противников реформы обвиняют в проплаченности и ангажированности (хотя совершенно не понятно, кто бы мог за это платить — не владельцы маршруток, в самом деле).
В общем, в обоих случаях истории начали развиваться схоже. Власть и некие близкие к ней структуры предлагают проект, касающийся всего города, но не проводят реального публичного обсуждения. Часть общества реагирует на это негативно и начинает сопротивляться. И дальше все превращается в то, что в интернет-среде называют словом «срач» (простите за лексику).
Очевидно, что и в случае с храмом, и в случае с транспортной схемой мы видим противостояние власти и гражданского общества, хотя персонально участники двух конфликтов сильно отличаются. Но и там, и там налицо попытка навязать городу некий масштабный проект, встречающая сопротивление снизу.
Обе истории далеки от своего завершения. Возможно, в обоих конфликтах победит власть. Возможно, будет найден некий компромисс. Пока же можно отметить несколько моментов:
1) Гражданское общество в Екатеринбурге есть. Оно просыпается, когда власть действительно затрагивает важные общественные интересы (стройка на пруду, изменение схемы общественного транспорта).
2) Никакой институциональной среды для существования этого гражданского общества нет. Если какие-то институты и созданы, они носят имитационный характер или просто не работают. Городская дума, Общественная палата, Законодательное собрание — все они пытаются вмешаться в конфликт, когда он уже в разгаре, хотя на деле именно эти институты (но не только они) должны были заранее понять всю важность поднятых вопросов и организовать гражданский диалог, попытаться учесть все интересы. Но никто не понимает, как это сделать, и никто, как выясняется, не умеет этого делать.
3) В этих условиях любое противоречие между гражданским обществом и властью превращается в информационную войну, в чрезвычайщину и хаос. Власть пытается одной рукой «тушить пожар», а другой обвинять своих противников во всех смертных грехах, искать заговоры и происки тайных врагов, которых на самом деле нет.
Конечно, хочется, чтобы из этих историй все извлекли уроки. Чтобы власть не игнорировала общество и не продавливала проекты по принципу «поорут и перестанут». Чтобы общество научилось самоорганизовываться и формулировать свои требования. Возможно, 2017 год — лучшее время, чтобы начать делать это.
Алексей Шабуров
16.01.2017, 11:41
Прокуратура Свердловской области инициировала проверку новой схемы движения общественного транспорта, которая должна появиться в Екатеринбурге с 1 июля 2017 года. Как сообщили в надзорном ведомстве,...
12.01.2017, 12:07
Власти Екатеринбурга приступили к внедрению новой схемы движения общественного транспорта. Глава городской администрации Александр Якоб подписал постановление, по которому с 1 июля 2017 года...
09.12.2016, 13:29
Гражданское общество Екатеринбурга, еще недавно разобщенное и впавшее в анабиоз, теперь, кажется, вновь возвращается к жизни. Поводом для пробуждения стал проект «храма-на-воде» — идея построить...
05.12.2016, 09:23На портале «Российская общественная инициатива» появилась петиция с требованием отказаться от строительства храма на городском пруду Екатеринбурга. Авторы инициативы настаивают на том, что стройка на...
15.06.2016, 10:52
Посмотрите на городской пруд Екатеринбурга — привычный, почти открыточный вид со стадионом, деревьями, новыми и старыми зданиями. Скоро всё изменится: прямо на воде будет построен Храм святой...
Вертикальнее некуда: губернатор берет в свои руки избрание мэров в Свердловской области
15.09.2025Все только начинается: выборы губернатора оживили политику в Свердловской области
10.09.2025Нейросети на выборах: от кринжа до незаменимого инструмента
02.09.2025Половина россиян не смогла вспомнить успехов страны
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
Свердловское правительство будет охранять грибы
01.10.2025В Свердловской области умер известный священник
10.10.2025Росприроднадзор выявил нарушения природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем владельцу «ФОРЭСа»
17.10.2025Родители екатеринбуржских зацеперов одобряют их досуг
10.10.2025В Екатеринбурге суд национализировал «Корпорацию СТС»