Временно исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Денис Паслер вновь заявил, что будет заниматься проектом строительства новых станций метро в Екатеринбурге. Этот проект важен не только с экономической и социальной точек зрения, но и с политической: он покажет, какие группы обладают наибольшим влиянием на новое руководство области.
Впервые о метро Паслер заговорил еще в день своего назначения, затронув эту тему в разговоре с президентом Владимиром Путиным. Тогда стало понятно, что развитие екатеринбургского метрополитена станет одним из главных пунктов предвыборной кампании будущего губернатора.
Скорее всего, на ближайшие год-полтора (большой электоральный сезон) тема строительства метро прочно сменит в публичной повестке тему транспортного кольца, связывающего между собой города «Большого Екатеринбурга». Этот проект последние несколько лет предлагался как замена метрополитену, но судя по всему, «не взлетел».
Накануне во время встречи с руководителями свердловских СМИ Паслер дал более подробный комментарий на тему будущего метро.
«Обсуждая этот вопрос с президентом, мы углубились в ряд моментов, связанных с пассажиропотоком, с особенностями перемещения, с территориями, которые достаточно активно развиваются в городе. Но мы понимаем, что сегодня в России особенная ситуация, которая требует концентрации финансовых источников на главной для страны задаче. Но в целом, безусловно, это один из вопросов, которые нельзя никогда упускать с поля зрения», — сказал врио губернатора.
Из этого заявления можно сделать несколько выводов. Во-первых, вопрос с финансированием решить будет трудно: без федеральных денег метро не построить, но Москва такую сумму Екатеринбургу выделить не готова. Во-вторых, речь идет о том, чтобы провести метро к новым строящимся микрорайонам города.
И этот второй вопрос — а куда, собственно, строить новую ветку метро, — будет самым главным в ближайшее время. Нет сомнения, что за право получить метро (пусть даже в очень отдаленной перспективе) будут биться разные группы влияния, которые реализуют проекты застройки в Екатеринбурге. Появление новых станций резко повысит стоимость возводимого ими жилья.
Сейчас есть несколько мощных групп, которые способны вступить в борьбу за право протянуть ветку метрополитена на свою территорию.
Первая группа — это структуры «Реновы», которые строят основную часть жилья в Академическом районе. Транспортная доступность района, несмотря на появление трамвайной ветки, по-прежнему оставляет желать лучшего. Предыдущие проекты развития метро не предполагали строительства ветки в Академический, но в последнее время эта идея стала звучать все чаще. Назначение Дениса Паслера, работавшего на топ-менеджерских позициях в разных структурах «Реновы», наверняка укрепит эти планы. Если предположить, что у проекта строительства метро появится лоббист в лице Виктора Вексельберга, то это даже может внушить пусть робкий, но оптимизм. И, конечно, будет демонстрацией того, что «Ренова» укрепила позиции в областном руководстве.
Вторая группа, которая уже обозначила свои укрепившиеся позиции, связана с холдингом «Синара» и миллиардером Дмитрием Пумпянским. «Синара-Девелопмент» реализует крупный проект строительства микрорайона Новокольцовского, транспортная доступность которого тоже вызывает массу вопросов и нареканий. До последнего времени обсуждались варианты строительства туда трамвайной линии, а также «наземного метро» (по сути, городской электрички). Однако судьба проекта «наземного метро», которое должно было связать Екатеринбург с городами-спутниками, сейчас под большим вопросом. И если тему развития в Екатеринбурге классического метрополитена начнут обсуждать с чистого листа, рассматривая разные варианты трассировки, то нельзя исключать, что появится и вариант строительства метро в направлении Новокольцовского. Даже если такой сценарий появится только в теории, это будет свидетельствовать о возросшем политическом влиянии «Синары».
Третий вариант развития метро связан с проектами, которые существовали с первых дней строительства метрополитена в Екатеринбурга. Этот вариант предполагает, что вторая ветка соединит восточную и западную части города — то есть микрорайоны ВИЗ и ЖБИ. Из крупных застройщиков главным интересантом такого сценария могла бы выступить компания «ЛСР-Урал», которая в ближайшие годы будет активно застраивать микрорайон ВИЗ-Правобережный. В этот район в перспективе предполагалось перенести даже здания областного правительства, к нему будут прорубать продолжение улицы Татищева. И с этой точки зрения, строительство метро по линии восток-запад выглядело бы логичным. Однако вопрос как раз в политическом влиянии ЛСР — нельзя сказать, что эта группа активно вовлечена в политические процессы Екатеринбурга и Свердловской области. Ее руководитель, депутат гордумы Екатеринбурга Владимир Крицкий, в последнее время снизил публичную активность. Так что не исключено, что более активные игроки смогут перетянуть одеяло на себя, и линия метро «восток-запад» так и останется навечно лишь перспективной.
Схема с официального сайта Екатеринбургского метрополитена
Наконец, есть и четвертый вариант, который активно обсуждался в последние годы. Он предполагает не строительство новых линий метро, а достройку нескольких новых станций к уже существующей ветке. Пара станций могла бы появиться на севере Уралмаша, еще несколько — на Уктусе. Основным выгодоприобретателем от такого варианта считается компания УГМК, которая застраивает огромный квартал на Уралмаше. Более того, были даже разговоры о том, что компания может выделить собственные деньги на строительство станций, тем более что продление ветки в этом районе будет не таким уж дорогим из-за близости депо метрополитена. Однако накануне Денис Паслер дал понять, что привлечение частных средств на строительство метро невозможно. Значит ли это, что на продлении метро к кварталу УГМК поставлен крест, пока не понятно.
Безусловно, на этих вариантах крупные строительные проекты Екатеринбурга не исчерпываются. Например, активное строительство в районе улицы Архангела Михаила (за ТЦ «МЕГА») ведет компания РМК. Однако разговоров о том, чтобы провести туда метро, пока не велось. Другие застройщики также могут лишь мечтать о появлении рядом со своими жилыми комплексами новых станций метрополитена, но их политического влияния вряд ли хватит, чтобы эти мечты стали реальностью.
И самое главное. Для того, чтобы получить выгоду, застройщикам даже не надо, чтобы метро было реально построено. Если на уровне руководства области, а тем более, страны, будет объявлено, что метрополитен планируется проложить туда-то и туда-то, то это моментально даст свой эффект. Даже появление этой линии на бумаге сразу же поднимет стоимость жилья там, где на карте укажут новые станции. Не говоря уже о том, как взлетит цена, если метро реально начнут проектировать и строить. Поэтому бороться группам влияния есть за что.
«Политсовет»
Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер заявил, что строительство метро на внебюджетные деньги невозможно. Как заявил глава области на встрече с руководителями СМИ, он планирует...
14.11.2024, 16:31Глава Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что власти города не оставляют надежды на строительство новых станций и линий метро, в том числе до Академического района. С таким заявлением градоначальник...
25.06.2024, 12:21Власти Екатеринбурга не планируют отказываться от проекта развития городского метрополитена. Об этом в своем ежегодном отчете в городской думе рассказал глава Екатеринбурга Алексей Орлов. «На метро...
28.12.2022, 17:55В проект Генплана Екатеринбурга до 2045 года включили строительство двух новых веток метро и продление существующей ветки. Проект Генплана был опубликован на портале городской администрации для...
16.12.2022, 13:21Глава Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что в ближайшие годы новые станции метро строить не будут, но в планы развития города их закладывают. Как рассказал градоначальник на итоговой...
Вот такая рокировочка: Евгения Куйвашева во главе Свердловской области сменил Денис Паслер
14.04.2025Правительство хочет создать единую кадровую службу для чиновников
27.03.2025Вице-губернатор Оренбургской области заявила о возвращении в Екатеринбург
28.03.2025Кремль объяснил назначение Паслера его успехами
28.03.2025Паслер пообещал не спешить с отставками