Временно исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Денис Паслер вновь заявил, что будет заниматься проектом строительства новых станций метро в Екатеринбурге. Этот проект важен не только с экономической и социальной точек зрения, но и с политической: он покажет, какие группы обладают наибольшим влиянием на новое руководство области.
Впервые о метро Паслер заговорил еще в день своего назначения, затронув эту тему в разговоре с президентом Владимиром Путиным. Тогда стало понятно, что развитие екатеринбургского метрополитена станет одним из главных пунктов предвыборной кампании будущего губернатора.
Скорее всего, на ближайшие год-полтора (большой электоральный сезон) тема строительства метро прочно сменит в публичной повестке тему транспортного кольца, связывающего между собой города «Большого Екатеринбурга». Этот проект последние несколько лет предлагался как замена метрополитену, но судя по всему, «не взлетел». 
Накануне во время встречи с руководителями свердловских СМИ Паслер дал более подробный комментарий на тему будущего метро.
«Обсуждая этот вопрос с президентом, мы углубились в ряд моментов, связанных с пассажиропотоком, с особенностями перемещения, с территориями, которые достаточно активно развиваются в городе. Но мы понимаем, что сегодня в России особенная ситуация, которая требует концентрации финансовых источников на главной для страны задаче. Но в целом, безусловно, это один из вопросов, которые нельзя никогда упускать с поля зрения», — сказал врио губернатора.
Из этого заявления можно сделать несколько выводов. Во-первых, вопрос с финансированием решить будет трудно: без федеральных денег метро не построить, но Москва такую сумму Екатеринбургу выделить не готова. Во-вторых, речь идет о том, чтобы провести метро к новым строящимся микрорайонам города.
И этот второй вопрос — а куда, собственно, строить новую ветку метро, — будет самым главным в ближайшее время. Нет сомнения, что за право получить метро (пусть даже в очень отдаленной перспективе) будут биться разные группы влияния, которые реализуют проекты застройки в Екатеринбурге. Появление новых станций резко повысит стоимость возводимого ими жилья.
Сейчас есть несколько мощных групп, которые способны вступить в борьбу за право протянуть ветку метрополитена на свою территорию.
Первая группа — это структуры «Реновы», которые строят основную часть жилья в Академическом районе. Транспортная доступность района, несмотря на появление трамвайной ветки, по-прежнему оставляет желать лучшего. Предыдущие проекты развития метро не предполагали строительства ветки в Академический, но в последнее время эта идея стала звучать все чаще. Назначение Дениса Паслера, работавшего на топ-менеджерских позициях в разных структурах «Реновы», наверняка укрепит эти планы. Если предположить, что у проекта строительства метро появится лоббист в лице Виктора Вексельберга, то это даже может внушить пусть робкий, но оптимизм. И, конечно, будет демонстрацией того, что «Ренова» укрепила позиции в областном руководстве.
Вторая группа, которая уже обозначила свои укрепившиеся позиции, связана с холдингом «Синара» и миллиардером Дмитрием Пумпянским. «Синара-Девелопмент» реализует крупный проект строительства микрорайона Новокольцовского, транспортная доступность которого тоже вызывает массу вопросов и нареканий. До последнего времени обсуждались варианты строительства туда трамвайной линии, а также «наземного метро» (по сути, городской электрички). Однако судьба проекта «наземного метро», которое должно было связать Екатеринбург с городами-спутниками, сейчас под большим вопросом. И если тему развития в Екатеринбурге классического метрополитена начнут обсуждать с чистого листа, рассматривая разные варианты трассировки, то нельзя исключать, что появится и вариант строительства метро в направлении Новокольцовского. Даже если такой сценарий появится только в теории, это будет свидетельствовать о возросшем политическом влиянии «Синары».
Третий вариант развития метро связан с проектами, которые существовали с первых дней строительства метрополитена в Екатеринбурга. Этот вариант предполагает, что вторая ветка соединит восточную и западную части города — то есть микрорайоны ВИЗ и ЖБИ. Из крупных застройщиков главным интересантом такого сценария могла бы выступить компания «ЛСР-Урал», которая в ближайшие годы будет активно застраивать микрорайон ВИЗ-Правобережный. В этот район в перспективе предполагалось перенести даже здания областного правительства, к нему будут прорубать продолжение улицы Татищева. И с этой точки зрения, строительство метро по линии восток-запад выглядело бы логичным. Однако вопрос как раз в политическом влиянии ЛСР — нельзя сказать, что эта группа активно вовлечена в политические процессы Екатеринбурга и Свердловской области. Ее руководитель, депутат гордумы Екатеринбурга Владимир Крицкий, в последнее время снизил публичную активность. Так что не исключено, что более активные игроки смогут перетянуть одеяло на себя, и линия метро «восток-запад» так и останется навечно лишь перспективной.
Схема с официального сайта Екатеринбургского метрополитена
Наконец, есть и четвертый вариант, который активно обсуждался в последние годы. Он предполагает не строительство новых линий метро, а достройку нескольких новых станций к уже существующей ветке. Пара станций могла бы появиться на севере Уралмаша, еще несколько — на Уктусе. Основным выгодоприобретателем от такого варианта считается компания УГМК, которая застраивает огромный квартал на Уралмаше. Более того, были даже разговоры о том, что компания может выделить собственные деньги на строительство станций, тем более что продление ветки в этом районе будет не таким уж дорогим из-за близости депо метрополитена. Однако накануне Денис Паслер дал понять, что привлечение частных средств на строительство метро невозможно. Значит ли это, что на продлении метро к кварталу УГМК поставлен крест, пока не понятно.
Безусловно, на этих вариантах крупные строительные проекты Екатеринбурга не исчерпываются. Например, активное строительство в районе улицы Архангела Михаила (за ТЦ «МЕГА») ведет компания РМК. Однако разговоров о том, чтобы провести туда метро, пока не велось. Другие застройщики также могут лишь мечтать о появлении рядом со своими жилыми комплексами новых станций метрополитена, но их политического влияния вряд ли хватит, чтобы эти мечты стали реальностью.
И самое главное. Для того, чтобы получить выгоду, застройщикам даже не надо, чтобы метро было реально построено. Если на уровне руководства области, а тем более, страны, будет объявлено, что метрополитен планируется проложить туда-то и туда-то, то это моментально даст свой эффект. Даже появление этой линии на бумаге сразу же поднимет стоимость жилья там, где на карте укажут новые станции. Не говоря уже о том, как взлетит цена, если метро реально начнут проектировать и строить. Поэтому бороться группам влияния есть за что.
«Политсовет»
Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер заявил, что строительство метро на внебюджетные деньги невозможно. Как заявил глава области на встрече с руководителями СМИ, он планирует...
14.11.2024, 16:31Глава Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что власти города не оставляют надежды на строительство новых станций и линий метро, в том числе до Академического района. С таким заявлением градоначальник...
25.06.2024, 12:21Власти Екатеринбурга не планируют отказываться от проекта развития городского метрополитена. Об этом в своем ежегодном отчете в городской думе рассказал глава Екатеринбурга Алексей Орлов. «На метро...
28.12.2022, 17:55В проект Генплана Екатеринбурга до 2045 года включили строительство двух новых веток метро и продление существующей ветки. Проект Генплана был опубликован на портале городской администрации для...
16.12.2022, 13:21Глава Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что в ближайшие годы новые станции метро строить не будут, но в планы развития города их закладывают. Как рассказал градоначальник на итоговой...
Свердловское правительство будет охранять грибы
01.10.2025В Свердловской области умер известный священник
10.10.2025Росприроднадзор выявил нарушения природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем владельцу «ФОРЭСа»
17.10.2025Родители екатеринбуржских зацеперов одобряют их досуг
10.10.2025В Екатеринбурге суд национализировал «Корпорацию СТС»