Выборы мэра Екатеринбурга: вернуть нельзя отменить

Комитет Законодательного собрания Свердловской области по местному самоуправлению сразу в трех чтениях одобрил губернаторский закон о муниципальной реформе. Документ предусматривает, что во всех городах области будут закреплены действующие системы выборов мэров (или их отсутствия). Для Екатеринбурга это значит следующее: борьба за прямые выборы «сильного» мэра, которая год назад казалась выигранной, вновь становится актуальной. Вернуть выборы станет сложнее, но тем не менее при определенных усилиях это все-таки возможно.

Выборы мэра Екатеринбурга: вернуть нельзя отменить

Для начала стоит напомнить краткую историю отмены выборов и попыток их возвращения. В 2010 году под давлением администрации тогдашнего губернатора Александра Мишарина Екатеринбург перешел на систему сити-менеджмента: городскую администрацию стал возглавлять наемный чиновник, а глава города ограничился полномочиями председателя гордумы. Три года город возглавлял не избиравшийся на прямых выборах Евгений Порунов, но с 2013-го года стал действовать новый порядок: глава (он же председатель думы) был избран на прямых выборах, но по-прежнему не имел реальной власти. Этот довольно странный пост занял Евгений Ройзман, а екатеринбургскую модель управления стали называть «моделью Ройзмана».

Впрочем, уже к лету 2013-го года стало понятно, что эта система Екатеринбургу не очень-то подходит. Поскольку губернатор Мишарин к тому времени уже год как ушел в отставку, вопрос о возвращении выборов «настоящего» мэра был поднят вновь — причем соответствующие поправки внес замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский (их окрестили «поправками Высокинского»).

Вокруг возвращения выборов сложился общественный консенсус — о необходимости и пользе сохранения сити-менеджмента не говорил почти никто, вопрос был лишь в том, с какого срока возвращать «настоящие» выборы. Поправки Высокинского предполагали, что это должно быть сделано в 2018 году, после очередных выборов в городскую думу. Впрочем, звучали предложения сделать это и раньше.

Как бы то ни было, консенсус был зафиксирован во время публичных слушаний в мае 2013 года, на которых «поправки Высокинского» были одобрены. Это решение впоследствии устояло в суде, но до окончательного оформления так и не дошло: городская дума тогда отложила их на неопределенный срок. Тем не менее было понятно, что до 2018-го года поправки, скорее всего, будут приняты, и «модель Ройзмана» будет заменена «моделью Чернецкого» (по имени первого мэра Екатеринбурга).

Однако все эти планы разрушила муниципальная реформа. По федеральному закону города лишились права определять собственную систему управления — теперь вместо них это решает областное Заксобрание (а в конечном счете — губернатор). Устав города в этом вопросе фактически становится фикцией — он лишь может продублировать региональную норму, и больше ничего.

В случае с Екатеринбургом у областных депутатов (а в конечном счете — губернатора) была прекрасная возможность законодательно закрепить прошлогодний консенсус: указать в законе, что в областном центре глава города избирается на прямых выборах и возглавляет местную администрацию.

Но этого сделано не было: губернатор Евгений Куйвашев пошел вразрез с решением публичных слушаний (которое никто не отменял) и предложил законодательно оформить для Екатеринбурга «модель Ройзмана». Областные депутаты утвердили это решение на уровне комитета, и нет никаких сомнений, что утвердят его на общем заседании 7 октября.

И вопрос теперь в том, остается ли у города возможность вернуть себе «настоящие» выборы? Ответ: да, остается. Проблема лишь в том, что сделать это теперь стало намного сложнее.

Во-первых, никаких публичных слушаний по этому поводу больше проводиться не будет. Областные законы не проходят общественное обсуждение в такой форме, так что горожане сами по себе никакого влияния на судьбу системы местного самоуправления теперь не влияют.

Во-вторых, изменить норму, прописывающую систему выборов для Екатеринбурга, можно будет в том же порядке, в каком принимаются все областные законы. То есть необходимо вносить в Заксобрание соответствующий законопроект. Проблема в том, что сделать это могут далеко не все: правом законодательной инициативы обладают губернатор, областное правительство, областные депутаты, Уставный суд, облизбирком, а также представительные органы местного самоуправления. То есть, городская дума Екатеринбурга все-таки может внести законопроект о возвращении к системе «сильного мэра», то же самое может сделать и кто-то из областных депутатов. Однако никто не гарантирует, что этот закон не будет отклонен: хотя в этом случае Заксобранию придется найти причины, по которым Екатеринбургу не нужен «настоящий мэр».

То есть, для общественности теперь встает задача повлиять не только на городских, но и на областных депутатов (а в конечном счете — на губернатора). Вопрос в том, есть ли хоть какие-то методы, которые способны пронять и переубедить их. Вопрос во многом риторический, но не праздный — есть подозрение, что областная власть может спасовать перед любой хоть сколько-нибудь серьезной общественной кампанией.

Да, есть и еще один, чуть более короткий путь — до 7 октября любой депутат Заксобрания может внести поправку в еще не принятый законопроект, и в этой поправке прописать возвращение Екатеринбурга к «модели Чернецкого». По регламенту любая поправка должна быть рассмотрена, а это значит, что в Заксобрании как минимум развернется дискуссия по этому вопросу. Еще раз — поправку может внести любой депутат, вот только найдутся ли среди них такие смельчаки?

Алексей Шабуров

Нажмите для вставки кода в блог
Распечатать

Архив Новостей

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Контакты