Как победить честно

Прошедшие в середине октября муниципальные выборы были первыми выборами по новым правилам: с большим количеством новых партий и без необходимости собирать подписи для представителей этих партий. И несмотря на то, что общая политическая ситуация по-прежнему ставит независимых от власти кандидатов в невыгодные условия, результаты выборов говорят о том, что шансы у таких кандидатов все же есть. Главное — правильно выстроить кампанию.

Как победить честно
Фотография с официального сайта Избирательной комиссии Свердловской области

Особенности предвыборной борьбы по новым правилам можно рассмотреть на примере Свердловской области, где прошло сразу несколько интересных избирательных кампаний. Несмотря на то, что почти во всех муниципалитетах по традиции победила «Единая Россия», в ряде городов непарламентские партии добились существенного успеха. Так, в Первоуральске 20% получило «Яблоко», а в Березовском 15% набрала экологическая партия «Зеленые».

Именно результат «Зеленых», о которых до этих выборов никто не знал ни в области, ни в России, можно рассматривать как пример того, как надо выстраивать избирательную кампанию на местных выборах. Разумеется, речь идет о тех кандидатах, которые не хотят любыми способами сотрудничать с властью или просто покупать себе место в «Единой России» и ее традиционных спарринг-партнерах.

В условиях, когда практически все городские отделения партий были в той или иной степени подконтрольны местной администрации, «Зеленым» удалось сделать ставку на независимых кандидатов и противопоставить себя административной машине. Собственно говоря, это и было основной предвыборной стратегией, которая способна принести успех почти любой малоизвестной партии: во-первых, правильно выбрать кандидатов, которых уже знают местные избиратели, а во-вторых, дистанцироваться от традиционного и надоевшего всем политического спектра.

В случае с «Зелеными» все получилось именно так. В Березовском партия позиционировалась как единственная независимая от власти политическая сила, в чьих списках нет людей, представляющих интересы городской администрации. Это позволило кандидатам свободно озвучивать острые проблемы города, волнующие всех избирателей (например, срыв отопительного сезона, развал ЖКХ и другие).

При этом оппозиционность «Зеленых» не была протестом ради протеста, как это часто бывает с другими партиями (с тем же «Яблоком»), — речь шла скорее об имидже «позитивной оппозиции», то есть партии, которая способна предложить городу конструктивную повестку, доступно изложенную в предвыборных материалах (газетах, листовках и т.д.). Ставка на позитивный имидж определила и другие моменты — например, сознательный отказ от любой «чернухи», которой не стеснялись кандидаты от прочих партий.

Нераскрученность бренда «Зеленых», отсутствие у избирателей каких-либо негативных ассоциаций с этой партией также сыграли свою положительную роль. «Партийные списки на муниципальных выборах — это не самая лучшая идея наших законодателей, потому что на местном уровне никаких партий нет. Тем не менее очевидна и тенденция: в технологическом смысле малоизвестная партия гораздо полезнее, чем партия с бэкграундом. Хотя бы потому, что в России мало у какой партии сугубо положительный имидж. Опять же, в любой момент какой-нибудь партийный босс может ляпнуть глупость, отвечать за которую придется ни в чем не повинным кандидатам. Таким образом, малоизвестные партийные бренды — это в большей степени добро, чем зло. Другой аспект — независимость или удаленность партийного руководства от местной власти. Чем оно дальше и трудноуловимее, тем лучше. В ситуации Березовского, где в том числе и я выступал как консультант, бренд «Зеленых» оказался именно таким вот удобным и эффективным вариантом», — поясняет политолог Федор Крашенинников.

«Как ни парадоксально, отсутствие в России реальной политической борьбы, превращение политики в «договорной матч» или слив компромата привело к тому, что у российских избирателей стали востребованы партии европейского типа. Это могут быть не очень большие партии, но которые при этом выдвигают понятных людей, говорят с избирателями на их языке и ведут кампанию честно и открыто. Результаты выборов показывают, что избиратели готовы отдавать таким партиям свои голоса», — говорит директор Института развития и модернизации общественных связей Евгений Потапов.

Разумеется, появление нового игрока, стремительно набирающего силу в ходе предвыборной кампании, не могло не вызвать мощного противодействия со стороны мэрии города, пустившей в ход административный ресурс. Главным методом давления стало выдвижение целого блока кандидатов-спойлеров, которые были объявлены как представители общественности, но на деле выражали интересы администрации и работали против «Зеленых». Противостоять этим псевдообщественникам можно было только одним способом — преданием огласки их давних и тесных связей с местной властью. Избиратели, узнавшие о том, что «независимые кандидаты» на самом деле поддерживают мэра города, уже не спешили отдавать за них свои голоса.

В таких условиях, при почти зачищенном политическом поле, «Зеленым» удалось занять в Березовском третье место и получить два мандата в городской думе. Очевидно, что этот успех должен стать пищей для размышления тем партиям и политикам, которым еще предстоит избираться в местные органы власти. Для победы вовсе не обязательно идти договариваться с властями и торговаться за мандат в высоких кабинетах. Если правильно выбрать консультантов и стратегию, то победить можно и совершенно честным способом, сколь бы непривычным это ни казалось.

Нажмите для вставки кода в блог
Распечатать

Архив Новостей

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Контакты