25.06.2015, 13:08

Округа или списки?

Главная политическая дискуссия в Свердловской области в последние дни развернулась вокруг отмены выборов по партийным спискам в нескольких десятках городов региона. Такой закон уже принят в трех чтениях, однако реформа на этом может не закончиться: депутаты уже намекнули, что подумывают об отказе от смешанных выборов и в крупных городах — Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. Это значит, что споры вокруг реформы неизбежно продолжатся, а поэтому есть смысл еще раз разобраться в том, почему отмена партийных списков вызвала такую бурную реакцию.

Округа или списки?
Фотография с официального сайта Избирательной комиссии Свердловской области

В самом деле, многие из тех, кто обычно не симпатизирует «Единой России», не видят в новом законе, инициированном как раз единороссами, ничего плохого. Идея о том, что депутаты местных дум должны избираться только по одномандатным округам, кажется разумной и полезной.

Собственно, все аргументы за такую мажоритарную систему сводятся к двум доводам, и оба этих довода прозвучали во время обсуждения закона в Заксобрании. Первый довод — выборы по округам приближают депутатов к избирателям. В этом случае люди могут знать в лицо тех, кто избран от их округа, и ответственность депутатов перед избирателями становится персональной. Это действительно так.

Второй довод заключается в том, что местные выборы не должны быть политизированы, поскольку муниципальные органы власти должны заниматься хозяйством, а не политикой. В случае же, если в выборах участвуют партийные списки, на первое место выходит именно политическая риторика: избиратели могут проголосовать за партию из идеологических симпатий, а не по практическим соображениям. И это тоже так.

Но у выборов по округам есть одна особенность, хорошо известная всем, кто хоть немного знаком с избирательной тематикой: такая система выгодна крупным политическим партиям. В стране с развитой политической конкуренцией мажоритарная система работает на руку двум-трем большим партиям, а в системе с ограниченной конкуренцией (как в России) выгодополучателем будет одна-единственная партия, обладающая доступом к административному ресурсу.

Эта особенность объясняется очень просто. Допустим, симпатии избирателей в том или ином городе распределяются примерно следующим образом: примерно половина всегда голосует за «Единую Россию», около трети — за коммунистов, еще по 10% у ЛДПР и «Справедливой России». Если выборы проходят по партийным спискам, то все эти партии попадут в гордуму. Если же выборы проходят по округам, то в каждом округе побеждает только тот кандидат, кто набрал больше всего голосов — при нашем наборе симпатий получается, что во всех округах должны победить представители «Единой России». Собственно, так оно на практике и происходит: в муниципалитетах с мажоритарной системой «партия власти» получает в думах абсолютное большинство.

Может показаться, что это не так уж и страшно: ведь, как уже говорилось выше, политическая составляющая на местных выборах вроде бы не так принципиальна, и какая, по большому счету, разница, кто будет заниматься вопросами канализации и уборки улиц — единороссы или коммунисты?

Всё было бы так, если бы не одно обстоятельство: в последние два-три года власть сама намеренно и методично политизирует муниципальные думы, а потому монопольное положение в них «Единой России» начинает играть принципиальное значение с далеко идущими последствиями.

Во-первых, речь идет о всевозможных «муниципальных фильтрах». Когда эти фильтры вводились, сразу говорилось, что они поднимают политический статус местных дум и должны заставить партии активнее включаться в муниципальную политику.

Так, муниципальные депутаты должны ставить подписи за кандидатов в губернаторы. Очевидно, что в первую очередь депутаты будут подписываться за представителей своих партий. Но если выборов по партийным спискам не будет, то практически все депутаты в муниципалитетах будут единороссами, а значит, кандидатам от «оппозиционных» партий пройти фильтр будет нереально даже в теории. Фильтр и сейчас работает как мощный заградительный барьер, а после перехода на повсеместную мажоритарную систему этот фильтр станет и вовсе непроходимым.

Второй фильтр связан с участием партий в региональных и федеральных выборах. Этот фильтр многоступенчатый. По закону, от сбора подписей на региональных выборах освобождаются партии, которые представлены в местных думах. Но если в местных думах после отмены смешанной системы почти не будет других партий, кроме «партии власти», то и на региональных выборах тоже не будет никакой реальной конкуренции. И здесь нужно вспомнить о том, что на федеральные выборы без сбора подписей допускают лишь партии, представленные в региональных заксобраниях. То есть, убирая партии с низового уровня, власть с помощью этих фильтров убирает их и на федеральном, и на региональном уровнях.

Есть и еще один момент: с этого года появилась новая форма «выборов» мэров — назначение их по конкурсу депутатами городской думы. То есть теперь депутаты могут назначать так называемого «сильного мэра», который раньше мог избираться только на всенародных выборах. И если во всех местных думах будет монополия «Единой России» (которая есть и сейчас, но не столь «железобетонная»), то никаких шансов на появление «оппозиционных» мэров больше не будет, и даже на дискуссию при назначении глав надеяться не придется.

Итак, что мы видим. Власть сначала наделила муниципальные думы важными политическими функциями, а теперь делает всё, чтобы отрезать от этих дум все политические силы, кроме одной. В такой ситуации аргументы про «близость к народу» и «персональную ответственность депутатов» уже не работают, а тот, кто приводит эти аргументы, либо совсем не разбирается в политике, либо сознательно вводит окружающих в заблуждение, играя на стороне власти.

Алексей Шабуров

Похожие новости по теме
20.03.2014, 12:55

На региональных выборах ужесточат фильтры

Госдума в первом чтении приняла законопроект о новом порядке выборов в региональные Заксобрания. Документ содержит ограничения на участие выборах партий и самовыдвиженцев — и ко второму чтению эти...

13.02.2014, 12:44

Региональный фильтр для партий обретает реальность

Депутаты Госдусмы сдержали свое обещание и внесли законопроект о фильтре для участия в региональных выборах. Теперь для попадания в Заксобрания партиям придется либо собирать подписи, либо уже иметь...

04.02.2014, 10:31

Фильтры для новых партий поставят на региональном уровне

Госдума планирует распространить закон о фильтрах для новых партий и на региональные выборы. Идея фильтра предусматривает либо сбор подписей, либо участие в муниципальных кампаниях. Напомним, что...

02.10.2013, 09:25

Госдума не может определиться с собственными выборами

Государственная дума не может принять окончательную версию закона о новом порядке парламентских выборов. Депутаты считают, что выборам обязательно нужен фильтр, но не могут понять, какой именно. Как...

26.06.2013, 10:51

Партийные списки не пустят в гордумы

В Государственную думу внесен законопроект, который отменит обязательное избрание части депутатов городских дум по партийным спискам. Кроме того, этот же закон увеличивает число...


Мастрид
Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам