Метро под угрозой: как участок для новой станции оказался в частных руках

Екатеринбург уже много лет ждет второй ветки метро. В этом году должно начаться ее проектирование. Но обольщаться не стоит: как показывает жизнь, даже если деньги на строительство найдут, земля под станции метро может внезапно оказаться в частных руках.

Метро под угрозой: как участок для новой станции оказался в частных руках

Первая и пока единственная ветка екатеринбургского метро была достроена в 2012 году. На ее строительство ушло больше 30 лет. Сейчас на первой ветке девять станций — и не все, возможно, помнят, что изначально их должно было быть десять. Недостающую станцию, можно сказать, увели из-под носа властей и горожан.

Речь идет о станции «Бажовская», которая должна была появиться на перекрестке улиц 8 Марта и Большакова, на длинном перегоне между «Геологической» и «Чкаловской». Подземная часть станции была построена, а наземная — нет, на нее не хватило денег.

Долгие годы участок на 8 Марта — Большакова был окружен бетонным забором с буквой «М» (то есть «Метро»). Это давало надежду, что рано или поздно проект вернут к жизни и недостающая станция метрополитена все-таки появится. Например, достроить станцию могли параллельно со строительством второй ветки метро.

Некоторое время назад забор действительно исчез, и на его месте началась стройка. Но появилась там вовсе не станция метро, а автостоянка и некое здание, похожее на небольшой торговый центр.

Как оказалось, владельцем этого участка земли стало ООО «Промавтосервис». В 2017 году оно получило от областного Минстроя разрешение на строительство «здания подземной автостоянки с наземными помещениями выставки автоаксессуаров». За несколько лет до этого глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб утвердил условно разрешенный вид использования земельного участка для размещения автостоянки. То есть уже тогда власти знали, что никакой станции метро здесь не будет. Но горожанам об этом никто не сказал.

В конце 2018 года по решению арбитражного суда участок земли перешел в собственность «Промавтосервиса». В публичной карте Росреестра целевое назначение участка обозначено уже как «многоэтажная жилая застройка (высота до 100 метров), обслуживание автотранспорта». То есть автостоянка и магазин — это не худшее, что может произойти с этим участком. Возможно, в скором времени тут начнется строительство многоэтажки. Воспоминаний о том, что здесь могла быть станция метро, не останется совсем.

История с исчезновением «Бажовской» — и печальная, и показательная одновременно. Она показывает, как все заверения властей о важности и необходимости метро на практике могут обернуться сомнительными схемами по выводу земли в частные руки. Достаточно только вдуматься: ведь станция была частично уже построена, но теперь оказалась «похоронена» навсегда.

Не ждет ли нас то же самое и со второй веткой? Если верить схеме на сайте Екатеринбургского метрополитена, вторая ветка также должна будет состоять из девяти станций, из которых одна — «Площадь 1905 года» — уже существует. На проектирование ветки в 2019 году должны выделить 115 миллионов рублей.

Изображение с сайта Екатеринбургского метрополитена
Изображение с сайта Екатеринбургского метрополитена

Главные вопросы, которые все обсуждают сейчас — это где взять деньги на строительство линии, каким способом рыть тоннели и сколько времени займут работы. Но похоже, что надо спрашивать немного о другом: где будут располагаться станции, кому принадлежит земля на их месте и не получится ли так, что участок для какой-то из запланированных станций по такой же схеме окажется в частных руках?

Например, западная часть ветки должна идти на ВИЗ. Сейчас это один из самых привлекательных районов для застройщиков: по планам властей, в сторону ВИЗ-Правобережного будет постепенно смещаться деловой центр города. Очевидно, что земля в этих местах будет стоить дорого, и охотников на нее будет много.

Можем представить такую картину. На каком-то из участков появляется забор с буквой «М», жителей, к их радости, убеждают, что очень скоро здесь будет построена новая станция метро. Разумеется, все только «за». Но проходит несколько лет, буква «М» исчезает, а за забором растет новая многоэтажка. Можно было назвать такой сценарий фантастическим, если бы ровно то же самое не случилось на наших глазах с «Бажовской».

Никто не говорит, что ситуация с уводом земли для метро в частные руки обязательно повторится. Очень хочется верить, что такого больше никогда не будет и что все запланированные станции появятся как можно быстрее. Но надо признать: судьба «Бажовской» серьезно дискредитировала весь проект строительства метро в Екатеринбурге. Теперь властям нужно будет не только выбивать деньги на строительство подземки, но и убеждать горожан, что на месте обещанных станций не возникнут дома и магазины, а также отбиваться от притязаний застройщиков на привлекательные участки земли.

«Политсовет»

Нажмите для вставки кода в блог
Распечатать

Архив Новостей

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Контакты