Свердловская область вступила в большой электоральный цикл. Все начали готовиться к выборам в Госдуму и Заксобрание так, как будто они будут уже через пару месяцев. Самое время поговорить о том, что нас может ждать и к чему нужно готовиться на предстоящих выборах в региональный парламент.
Ранний старт
Подготовка к выборам, которые пройдут только в сентябре 2026 года, началась в этот раз необычайно рано: уже с осени 2024 года все разговоры только о выборах. Конечно, в первую очередь политических игроков интересует Государственная дума, но вслед за ней автоматически подтягиваются и региональные кампании, которые совпадут с большими федеральными выборами. В их число входят и выборы в Заксобрание Свердловской области.
Причин такого раннего старта может быть несколько. Во-первых, жизнь не терпит пустоты, а серьезных поводов для политической активности, кроме выборов, практически не осталось. Поэтому все так ринулись готовиться к кампании за два года — просто потому, что хочется что-то делать. И даже если начал готовится кто-то один, то волей-неволей приходится готовиться всем остальным, потому что в политике время имеет большую ценность: кто раньше начал кампанию, у того большое преимущество.
Вторая причина состоит в том, что предыдущие выборы прошли в 2021 году. С тех пор в России произошло множество изменений, политическая ситуация в стране резко изменилась, сложились совершенно новые конфигурации, сдвинулись центры силы, радикально сменилась повестка. Это породило невысказанное ощущение того, что итоги выборов 2021 года уже просто не отражают существующую реальность. Поэтому всем так хочется поскорее перейти к формированию новой конфигурации и занять в ней свое место.
Правила игры
Говоря о предстоящих выборах в свердловское Заксобрание, следует в первую очередь остановиться на правилах игры, на институциональных рамках. Все давно привыкли, что ни одни выборы в России не проходят по тем же правилам, что предыдущие. И это, само собой, дает преимущество тем, кто эти правила устанавливает.
Но в случае со свердловским парламентом пока не очень понятно, что и как можно поменять. Да, по закону необходимо заново утвердить схему нарезки одномандатных округов (ее надо пересматривать раз в 10 лет). Здесь действительно возможны какие-то перемены, с вязанные с изменением численности населения в городах области: например, число избирателей в Екатеринбурге сильно выросло, а в небольших городках, наоборот, сократилось. Вопрос в том, достаточно ли этого изменения, чтобы у Екатеринбурга появилось больше депутатов.
Другой, более серьезный вопрос, связан с самим принципом формирования Заксобрания. Сейчас в нем 50% депутатов избираются по округам, а еще 50% — по партийным спискам. В принципе, этого всегда было достаточно для того, чтобы обеспечить доминирование «Единой России» (она обычно берет почти все округа). Но если замеры покажут, что настроения избирателей меняются или появится установка сделать Заксобрание почти однопартийным, то число депутатов-одномандатников можно увеличить, например, до 75%. Пока нет никаких оснований говорить, что такой сценарий в Свердловской области всерьез прорабатывается, но это козырь, который всегда в рукаве, и про него надо помнить.
Статус депутатов
Почти перед каждым выборами можно услышать разговоры о том, что статус депутата теперь не тот, что раньше, и что по-настоящему статусные люди больше не хотят в депутаты идти. Действительно, если сравнивать с концом девяностых или началом нулевых, то такого ажиотажа вокруг региональных выборов мы уже не наблюдаем.
Но нельзя сказать, что депутатство никому не интересно. Те, кто уже заседает в региональном парламенте, в массе своей совсем не хотят оттуда уходить. Это дает статус, связи, возможность доступа к первым лицам области, влияние на принятие решений — пусть и не такое сильное, как раньше. Конечно, для многих региональное депутатство так и остается потолком, поскольку пройти на уровень выше намного сложнее — но даже за этот потолок они держатся со всей силой.
Впрочем, по сравнению с прошлыми выборами формально изменение в статусе депутатов все-таки произошло. Теперь потерять мандат не просто, а очень просто. Если раньше полномочий можно было лишиться в случае коррупционных нарушений или по обвинительному приговору суда, то теперь депутат автоматически лишается мандата в случае признания «иностранным агентом» — то есть без судебного решения и без голосования коллег (точнее, голосование будет, но его итог заранее предрешен в силу закона). Да, в Свердловской области таких прецедентов не было, и подавляющему большинству депутатов иноагентство точно не грозит. Но это надо иметь в виду тем, кто хочет пройти в региональный парламент на оппозиционной повестке и использовать депутатство как трибуну. Теперь это можно легко пресечь на корню.
Его величество административный ресурс
Предыдущие выборы проходили с широким применение административно-мобилизационных технологий, и нет никаких оснований думать, что от них кто-то собирается отказываться. Более того, теперь ко всему этому добавляется и дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое, как считается, тоже работает на результат власти.
Но чрезмерное увеличение административными методами привлечения избирателей на участки имеет свою обратную сторону. Вообще-то, предыдущие выборы в свердловское Заксобрание были для власти не слишком удачными: «Единая Россия» набрала по спискам лишь 36% и проиграла в двух одномандатных округах из 25. Как считается, это, в том числе, стало результатом не самой удачной акции с раздачей продовольственных карточек на участках, а также наложения друг на друга «федеральной» и «региональной» мобилизации — в итоге, к третьему дню голосования (а оно было многодневным) избиратели были раздражены и чаще голосовали за КПРФ, для которой те выборы были очень успешными.
Наверняка выводы из той неудачи будут сделаны и подобных ошибок администраторы выборов уже не допустят. Но застраховаться от прежних ошибок — еще не значит не допустить новых. Ведь если действовать по принципу «не перестараться», то можно, наоборот, что-то недоделать.
Новые игроки
Почти все депутаты свердловского парламента наверняка хотят сохранить свои кресла и в новом созыве. Но совершенно точно, получится это не у всех. И причина в том, что на выборах-2026 какое-то число мест будет отдано участникам СВО. Напротив, будет большой скандал, если по итогам выборов в Свердловской области ни одного участника СВО в Заксобрании не окажется.
И депутаты с этим должны просто смириться. 5 или 10 человек должны будут уступить свое место. Кто это будет, пока сказать нельзя — и за это будет идти своя отдельная внутренняя борьба. Конечно, у действующих депутатов есть еще время, чтобы съездить на СВО и попасть в квоту. Но пока такой возможностью воспользовался только единоросс Алексей Коробейников, да и то не слишком удачно.
Скорее всего, «Единая Россия» постарается по максимуму сохранить свой депутатский корпус, а для заполнения квоты получить дополнительные мандаты — отвоевав их у других партий (в первую очередь, КПРФ и СРЗП). И этот сценарий вполне реален.
Партии и их позиции
Раз уж речь зашла о партиях, то нужно кратко сказать и про их перспективы. Сейчас в Заксобрании представлены те же пять партий, что и в Госдуме — и больше их совершенно точно не станет. Новых партий к выборам создавать не будут, а у остальных существующих рейтинг почти нулевой.
Но партий может стать меньше — главным образом, за счет «Новых людей». В 2021 году они попали в Госдуму и Заксобрание авансом, исключительно за счет новизны. Но пять лет спустя им придется доказывать избирателю, что они что-то сделали. И если на федеральном уровне «Новые люди» постоянно выступают с какими-то инициативами, пусть и непроходными, то в Свердловской области даже этого про них сказать нельзя. Конечно, у них всегда будет свой избиратель в Екатеринбурге (особенно если на выборах не будет «Яблока»), но в разрезе всей области этого может не хватить. Совершенно точно от них потребуется какая-то серьезная кампания, отличная от образца пятилетней давности.
КПРФ наверняка попытается повторить свой успех 2021 года: 23% по спискам и два одномандатных округа. Но шансов на это у нее практически нет. За прошедшие годы компартия только теряла позиции как по стране, так и по региону. Коммунисты не могут сказать ничего нового избирателю, а несменяемость Геннадия Зюганова только усиливает этот эффект. Да, в Свердловской области обком КПРФ возглавляет молодой и амбициозный Александр Ивачев, но если верны слухи о том, что он нацелен перейти в Госдуму, то региональная кампания будет для него на втором плане. Результаты последних муниципальных выборов в Свердловской области тоже говорят не в пользу КПРФ.
«Справедливая Россия» и ЛДПР тоже останутся в Заксобрании, но увеличить свое представительство им будет сложно. Перед СРЗП, наоборот, маячит перспектива потерять несколько мандатов. Это связано с идеологическим кризисом партии, которой больше не удается быть одновременно и лояльными патриотами, и критиками власти. Но в Свердловской области позиции СР всегда были довольно сильны, так что ниже проходного барьера ее результат вряд ли упадет. Что касается ЛДПР, то она вполне довольна и нынешними двумя мандатами, и повторение этого результата будет для нее успехом.
Непредсказуемая повестка
Сложнее всего предсказать, какой будет повестка предстоящих выборов. Если исходить из реалий начала 2025 года, то доминирующими темами должны стать патриотизм и социальная поддержка со стороны государства. Это очень комфортная ситуация для власти и «Единой России».
Но за полтора года может измениться многое, и сейчас никто не в состоянии предсказать, что будет волновать жителей Свердловской области в сентябре 2026 года. Это уязвимое место ранней подготовки к выборам. Если в каждом конкретном округе список проблем стабилен от выборов к выборам, то партийным спискам гораздо сложнее выстраивать идеологию — это касается как «системной оппозиции», так и ЕР. Так, на уже упомянутых выборах 2021 года в Свердловской области «Единая Россия» много внимания уделила социальной тематике (слоган «Справимся») но по факту это лишь подстегнуло желание голосовать за КПРФ и СРЗП.
Так что если списки кандидатов, а также правила игры будут обсуждаться в течение всего 2025 года, то всерьез говорить о повестке выборов (именно в разрезе партийных списков) можно будет только через год. Даже при том уровне административного контроля, который есть сейчас, запрограммировать избирателей насчет того, что их будет волновать через полтора года, очень и очень непросто.
Алексей Шабуров
В Екатеринбурге закончились выборы в городскую думу. Почти полный контроль над думой получила партия «Единая Россия» и команда главы города Алексея Орлова. Фото с официального сайта Избирательной...
В Екатеринбурге наконец определилась схема выборов в городскую думу — она будет такой же, как и в 2013 году. Половина депутатов будет избираться по одномандатным округам, половина — по партийным...
22.02.2017, 09:25Екатеринбург может присоединиться к городам, где на выборах в местные думы отменены партийные списки. Такую реформу уже обсуждают в городской администрации. Слухи о том, что к 2018 году порядок...
В Свердловской области официально объявлены выборы в Законодательное собрание. Кампания будет проходить в новых политических условиях: месяц назад уральская политика перешла в режим перемирия, а...
02.06.2015, 15:41Нарезка избирательных округов для выборов в Заксобрание Свердловской области станет известна к декабрю этого года. Причем сначала должна появиться нарезка для выборов в Государственную думу. О...
В Госдуме предложили создать реестр самогонных аппаратов
28.01.2025Облсуд утвердил приговор убийце девушки из Каменска-Уральского
23.01.2025Все разговоры только о выборах: Свердловская область готовится к большой кампании
23.01.2025Нейросети узнали правду о Шигирском идоле
13.02.2025В Госдуме раскритиковали правила тестирования для детей мигрантов