27.06.2017, 13:22

Какая гордума нужна Екатеринбургу

В следующем году в Екатеринбурге будут выбирать городскую думу — единственный орган, который пусть и формально, но представляет горожан. Мы привыкли к тому, что дума — это какой-то скучный и малопонятный орган при администрации, который занимается чем-то своим, пока остальной город живет собственной жизнью. Но вообще-то так быть не должно.

Какая гордума нужна Екатеринбургу
Фотография с сайта Екатеринбургской городской думы

Вряд ли в Екатеринбурге найдется много человек, которые сходу скажут, что делают депутаты гордумы. Даже я, хорошо знакомый со всем, что происходит в местной политике, иногда не сразу могу вспомнить, какие вопросы будут в повестке ближайшего заседания думы.

И уже тем более мало кто сможет припомнить случаи, когда гордума действительно приняла какое-то принципиально важное решение, изменила ход событий, повлияла не только на политику администрации, но и на жизнь Екатеринбурга в целом.

Это не значит, что депутаты гордумы ничего не делают. Они, безусловно, работают — и большинство наверняка делает это добросовестно. Но они стали заложниками системы, при которой они — давайте скажем честно — не представляют интересов горожан. А потому и не могут ничего решить и ни на что повлиять.

Одна из причин такого положения вещей — избирательная система, при которой половина депутатов избирается по партийным спискам. О том, что эта система не подходит для городского уровня, говорилось уже много раз. И можно повторить вновь: избирать муниципальных депутатов от КПРФ, ЛДПР, «Единой России» и иже с ними — глупо и бессмысленно. Что, обсуждая вопросы городской жизни, депутат будет ориентироваться на решения ЦК КПРФ и заветы товарища Зюганова? Или на брошюры Владимира Жириновского?

Сама по себе российская партийность во многом абсурдна, но на уровне города этот абсурд проявляется вдвойне. Интересы горожан лежат вне плоскости идеологий и партийных различий, а потому и не по партийному принципу депутаты должны разделяться и избираться.

Городская дума — место, где (в идеале) должны обсуждаться и разрешаться наиболее острые, наиболее спорные и принципиальные вопросы жизни города. В Екатеринбурге (как и везде) есть разные группы интересов, и депутаты должны эти интересы представлять.

Приведу свой любимый пример. Уже несколько лет общественная дискуссия в Екатеринбурге крутится вокруг споров между условными автомобилистами, велосипедистами и пешеходами. Автомобилисты жалуются на пробки, велосипедисты требуют велодорожек, пешеходам хочется, чтобы автомобилей было меньше, а общественного транспорта — больше.

Речь идет о борьбе за городское пространство. Пространство это ограничено, всем поровну его не хватит — и надо определиться, кто может на него претендовать в приоритетном порядке. Если мы решим, что приоритет у автомобилистов — будем строить больше дорог, развязок, парковок. Если отдаем преимущество пешеходам и общественному транспорту — парковки ограничиваем, автомобили из города вытесняем.

Это вопрос по-настоящему принципиальный. От его решения будет зависеть жизнь всех горожан. И мы видим, как в социальных сетях почти каждый пост на эту тему вызывает бурные и ожесточенные споры. Но стоп — почему эти споры идут в соцсетях, а не в городской думе, у которой есть право принимать решения?

И ведь нельзя сказать, что власть Екатеринбурга от подобных споров остается в стороне. Но она не участвует в них, а просто спускает сверху свое мнение. Недавно новый главный архитектор Андрей Молоков заявил, что автомобили из Екатеринбурга будут вытеснять. Он не предложил гордуме обсудить этот вопрос, а просто довел до сведения: будем вытеснять.

Или вспомним недавнюю историю с транспортной реформой, которую готовили несколько лет, а потом были вынуждены отложить из-за негативной реакции общества. Почему так получилось? Ответ очень прост: всё дело в той же директивной системе. Новую транспортную схему спустили сверху в готовом виде и предложили это обсудить. Но никто даже не попытался устроить дискуссии в городской думе на самом первом этапе разработки. И получилось, что гордума подключилась к спорам уже после шумихи в прессе и соцсетях.

В идеале все должно быть совсем по-другому. С такими темами, как транспортная реформа или вытеснение автомобилей из города, надо выходить на выборы. Каждый кандидат в депутаты должен говорить избирателям: «я за велодорожки», или «я за общественный транспорт и против автомобилей», или «я за автомобили и парковки», или «я за полную перекройку транспортной схемы». В 2018 году именно эти вопросы, а не дежурные обещания, кочующие из одной кампании в другую, должны быть в центре предвыборных программ кандидатов.

При желании уже сейчас можно составить универсальный опросник для кандидатов в депутаты. Каждый из них должен будет ответить: нужна ли Екатеринбургу транспортная реформа, нужно ли расстеклять балконы для облагораживания фасадов, нужно ли строить храм-на-воде, вводить ли платные парковки в центре. По ответам на них станет сразу понятно, на каких позициях стоит депутат.

В результате по итогам выборов в думе неизбежно образуются, к примеру, условные «фракция автомобилистов», «фракция велосипедистов», «фракция пешеходов». И станет понятно, кому и чему нужно будет отдавать приоритет. И администрация будет вынуждена с таким раскладом считаться. Вот тогда гордума станет по-настоящему влиятельным органом, от которого зависит жизнь Екатеринбурга.

Понятно, что это во многом утопическая картина. Как любит говорить председатель нынешней гордумы, все всё понимают: сейчас депутаты разделены не по принципу лояльности большим группам горожан, а по принципу лояльности чиновничьим и бизнес-кланам. Даже если отменить выборы по партийным спискам (а это с высокой долей вероятности в 2018 году произойдет), ситуация кардинальным образом не изменится. Но тогда не надо будет удивляться, когда в следующий раз провалится очередная реформа, а жители Екатеринбурга будут возмущаться тем, что с ними никто ничего не обсуждает.

Алексей Шабуров

Похожие новости по теме
26.01.2017, 17:26

Гордума Первоуральска отменила выборы по партийным спискам

Городская дума Первоуральска приняла решение об отмене в городе выборов по партийным спискам. Отныне депутаты гордумы будут избираться только по одномандатным округам. Как уже писал «Политсовет»,...

20.01.2017, 16:01

Гордума Екатеринбурга обсудит новую транспортную схему

Городская дума Екатеринбурга обсудит новую схему маршрутов общественного транспорта, которую предлагается внедрить уже с 1 июля 2017 года. До сих пор депутаты эту тему не затрагивали. Вопрос «О...

06.07.2015, 10:55

Гордума Екатеринбурга проведет внеочередное заседание

Городская дума Екатеринбурга на этой неделе соберется на внеочередное заседание. Депутаты рассмотрят проекты, которые они не смогли принять на последнем заседании весенней сессии. Внеочередное...

09.09.2013, 14:33

Нового мэра Екатеринбурга должны будут утвердить депутаты

Вновь избранный глава Екатеринбурга вступит в свою должность не автоматически, а лишь после утверждения депутатами городской думы. Это должно будет произойти на первом заседании думы. Как рассказал...

23.06.2004, 10:57

Илья Горфинкель: Одномандатная система из 35 округов предпочтительней

«Решение по системе выборов в городскую думы все равно принимать надо, и одномандатная система из 35 округов предпочтительней», – заявил ИА «Политсовет» политолог Илья Горфинкель, комментируя...


Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам