Вот уже который год 12 декабря — День Конституции России — помечен в нашем календаре не как государственный праздник с дополнительным выходным днем, а как заурядная памятная дата, коих в российском синопсисе десятки. Быть может, поэтому сегодня в России с легкостью принимаются законы, если не по букве, то по своему духу противоречащие Основному закону страны. Да что там законы, явное небрежение Конституцией позволило «управляемому большинству» госдепов с легкостью изменить сам Основной закон и без видимых на то причин увеличить срок президентских полномочий, а заодно и своих.
Как известно, нынешняя Конституция РФ писалась под влиянием конкретной политической ситуации — затяжного конфликта Бориса Ельцина со Съездом народных депутатов. Недаром ее чаще называют «ельцинской». Установленная Конституцией система власти была в тот момент не столько выражением социальных требований гражданского общества, сколько шагом к усилению политического ресурса одного единственного «политического тяжеловеса».
От Конституции, которую Б. Ельцин сконструировал для себя, все ожидали сильной президентской власти, но реальность превзошла все ожидания. Напомню, российский президент:
— глава государства;
— гарант конституции, прав и свобод граждан;
— обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти;
— определяет основные направления внутренней и внешней политики;
— представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
— назначает с согласия Думы главу правительства, председателя Центрального банка и увольняет их;
— назначает вице-премьеров и министров;
— может председательствовать на заседаниях правительства;
— увольняет правительство;
— представляет к назначению в Совет Федерации кандидатуры судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора;
— назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет безопасности;
— формирует Администрацию Президента;
— назначает и освобождает от должности полномочных представителей президента;
— назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил;
— назначает и освобождает от должности послов;
— назначает выборы в Государственную Думу;
— распускает Госдуму в случаях, установленных Конституцией;
— назначает общенациональные референдумы;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными и региональными органами власти;
— приостанавливает действие решений органов исполнительной власти регионов, если они противоречат Конституции;
— осуществляет руководство внешней политикой;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
— утверждает военную доктрину РФ, является Верховным главнокомандующим;
— вводит военное и чрезвычайное положение;
— решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания;
— осуществляет помилование;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
И это еще не полный список.
По логике демократического устройства власти, гигантские полномочия президента должны были бы компенсироваться встроенностью этого поста в систему разделения властей, сильных и самостоятельных. В нашем Основном законе принцип разделения властей содержится. Но система сдержек и противовесов явно слаба. Ветвей власти три: исполнительная, законодательная и судебная. А где же наш президент? Президент — вне системы разделения властей. При этом он обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может осуществлять помилование осужденных судом преступников. Но самое важное то, что глава государства, в руках которого огромные полномочия, не подотчетен ни одному общественному институту! Единственный способ проверить его легитимность — периодические выборы. При этом Ельцин отмерил для себя такую процедуру один раз в четыре года, его же преемники сделали ее еще более редкой — один раз в шесть лет. Однако понятно, что даже в этом случае, имея в руках колоссальную власть и ресурсы, глава государства всегда сможет заранее подстраховаться от возможных конкурентов. Поэтому и модель выстроенной у нас демократии отчасти плебисцитарная, когда президентские выборы являются, по сути, не актом выбора, а, скорее, вотумом доверия.
По объему своих полномочий и признаку невключенности в систему разделения властей российский президент приближается скорее к монархам. А система власти, прописанная в Конституции РФ 1993 года, напоминает ту, что была предусмотрена «псевдоконституцией» 1906 года: в обоих случаях институт монарха (президента) вынесен за рамки разделения властей. И хотя в ныне действующей конституции отсутствует принцип престолонаследия, в реальности соответствующий механизм передачи власти наследнику не только сохранился, но и фактически состоялся.
При этом реальный статус исполнительной власти, согласно хорошо известным положениям нынешней российской конституции и обусловленной ими конструкции власти, делает права и возможности представительной власти политически ничтожными. В то же время исполнительная власть как политический институт, находящийся под патронажем президента, практически неуязвима. Тем самым создаются фактические возможности для непрерывного усиления политического влияния как президента, так и институтов исполнительной власти.
Такая конституционная конструкция укрепила режим личной власти, но неизбежно привела президента к ограничению политических контактов с Думой и гражданским обществом как таковым. Это, в свою очередь, заставило законодательные структуры по ходу дела приспосабливаться к взаимодействию с президентскими структурами и правительством, менять механизмы согласования интересов, корректировать свои позиции, торговаться. В результате законодательные органы стали постепенно утрачивать свою оппозиционность, а, следовательно, и политические позиции в целом.
В итоге режим президентской власти окреп и сохраняет свою стабильность, несмотря на низкий уровень жизни основной части населения, высокий потенциал протеста, международные вызовы. При этом формально закрепленная Конституцией система президентской власти сохраняет в себе возможность перманентного превращения в суперпрезидентскую республику с серьезным потенциалом авторитарных форм политического регулирования.
К счастью, за истекшие неполные двадцать лет с принятия действующей Конституции никто из президентов не выказывал откровенно диктаторских замашек. Но случись они, ничто в нынешнем Основном Законе не помешает установить всевластие и диктатуру.
Характер нынешней российской Конституции в концентрированной форме подтвердил сохранение главных механизмов властного регулирования — «выборной ненаследуемой монархии», которые, помимо прочего (из-за усложненной процедуры импичмента) сделали крайне проблематичной ответственность правителя перед людьми. Гражданское же общество в этой ситуации остается заложником конституционных норм, способствующих концентрации власти в руках «президентской вертикали».
Таким образом, политический конфликт «эпохи Ельцина» наложил неизгладимый отпечаток на ныне действующую конституцию и сформировал асимметричный политический дизайн с неоправданным всесилием президентской власти при очевидной слабости и невнятности иных политических институтов и структур. И это уже отразилось и еще не раз отразится на российском политическом процессе.
Сергей Мошкин
Администрация президента выступила против проектов по исключению из Конституции запрета на государственную идеологию. Вместо идеологии власти не оставляют попыток найти национальную идею. С...
12.12.2007, 08:15Сегодня Россия празднует очередной День Конституции, неизменной с 1993 года. Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, в котором приняли участие 58,2 миллиона...
05.07.2006, 14:47Политсовет, Москва, 05.07.2006. «Единая Россия» в лице членов фракции в Госдуме в очередной раз старается продемонстрировать свою безоговорочную преданность главе государства, отмечают эксперты....
21.10.2005, 10:34Служба общественных связей СПС распространила заявление президиума федерального политического совета политической партии «Союз правых сил». В последнее время регулярно то депутаты Госдумы,...
18.04.2003, 08:35Совет Федерации подготовил давно обещанную поправку в закон «О выборах президента РФ». Сенаторы намерены изъять из закона фразу «если Совет федерации не назначит выборы президента, то выборы...
Депутат Госдумы после визита к тарологу предложил запретить рекламу гаданий на картах
07.11.2024Большинство россиян выступило против налога на бездетность
03.10.2024Полпред-солдат: что ждать Уралу от Артема Жоги
25.09.2024Помощник Путина призвал сократить срок обучения в школах
19.09.2024Минпросвещения посоветовало родителям следить за покупками детей в интернете
В России утвердили ГОСТ на применение искусственного интеллекта в медицине
31.10.2024Конституционный суд отменил сроки давности по антикоррупционным искам
01.11.2024В Свердловской области повысят транспортный налог и отменят льготу для маломощных автомобилей
30.10.2024«Госуслуги» предложили перейти россиянам с Gmail на почту VK
08.11.2024Путин предрек человечеству 20 сложных лет