Козак отменяет полпредов?

Госсовет обсудил и в целом одобрил проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подготовленный комиссией замглавы президентской администрации Дмитрия Козака.

Сторонники законопроекта говорят, что главной его задачей является «обуздание губернаторов», создание в лице местного самоуправления (МСУ) противовеса региональной власти, который позволит – при содействии федерального центра – буквально взять ее в клещи. Президент, говорят эти сторонники, создает для страны «ячейки гражданского общества», а для себе – диалогического «субъекта» для построения унитарно-демократической вертикали. И если, говорят, где-то, в чем-то МСУ отдается на милость губернаторам, то одновременно ведь и сами губернаторы отдаются на жестокую милость федеральному центру – ведь проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вносится Дмитрием Козаком одновремененно с проектом изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» .

Такая тесная привязка судьбы губернаторов к судьбе МСУ заставляет предполагать, что проект Козака «ячейки гражданского общества» интересуют не как самоорганизация граждан, а как тактический инструмент борьбы с федерализмом. Но следует признать, что – чего бы ни хотел добиться Козак – его проект делает реальное МСУ бюрократически невозможным, создание из него равновесного «субъекта» утопичным, а сама логика проекта свидетельствует не о близкой победе над губернаторами, а близкой перед ними капитуляцией.

Прежде всего, о том, чего нет в проекте МСУ Козака, но без чего совершенно непредставима не только реформа, но и само существование МСУ. Проект Козака ничего не знает ни о реформе ЖКХ, ни о поставленных в президентском послании 2002 года проблемах предреформенного аудита системы ЖКХ и необходимости создания конкурентной среды в этой сфере. Проект Козака ничего не знает о существовании федеральных округов, их контрольно-бюджетных функциях. В описываемой системе отношений «МСУ – субъекты федерации – центр», согласно проекту, места для федеральных округов нет в принципе.

Основное содержание проекта – жесткая, детализированная бюрократическая регламентация МСУ – по нескольким уровням, вплоть до схода граждан в 100 человек и нормативов местных налогов. Регламентация тем более жесткая и бросающаяся в глаза, что, согласно проекту, «города федерального значения» Москва и Санкт-Петербург не подлежат никакой регламентации по части МСУ». Смешно сказать, но такой необходимости «сохранения единства», позволяющей вовсе отбросить уровни МСУ, законодатель не видит ни во Владивостоке, ни в Екатеринбурге, ни в Калининграде. Их можно легко расчленять на разрегламентированные из Москвы уровни, не боясь за «единство хозяйства».

Видимо, в качестве утешения сторонникам утраченных федеральных округов, проект создает новую консультативную вертикаль: в каждом субъекте РФ – «ассоциация муниципальных образований», в стране – «Конгресс муниципальных образований РФ». Единственный смысл этой вертикали в том, что в ее этажи «заблаговременно направляются» проекты бюджета и законов, регулирующие вопросы МСУ. Просто «направляются». Никакого торга, консультаций, согласования этих муниципалов не предусмотрено. Весь торг, консультации, согласования отдаются субъектам федерации, то есть губернаторам.

При этом «вопросы местного значения», ответственность за которые возлагается на МСУ, логичнее было бы назвать «вопросами общественного выживания», ибо включают они в себя: организацию электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, инженерные коммуникации, местные дороги, социальный жилой фонд, общественный транспорт, вывоз мусора, муниципальная милиция, дошкольное и общее образование, скорая медицинская помощь, помощь женщинам в период беременности и родов и т.д. На

Нажмите для вставки кода в блог
Распечатать

Архив Новостей

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Контакты