Екатеринбург — без полномочий, без будущего

Заксобрание Свердловской области в трех чтениях приняло закон, по которому Екатеринбург лишается градостроительных полномочий: вместо этого разрабатывать генплан города, определять назначение территорий и выдавать разрешение на строительство будут региональные власти. Руководство Екатеринбурга уже назвало новый закон губительным для города, но их аргументы в расчет приняты не были. Любые рациональные доводы меркнут перед главной целью — желанием губернатора Евгения Куйвашева подчинить себе Екатеринбург любой ценой, даже приговорив его к деградации.

Екатеринбург — без полномочий, без будущего

Вопрос полномочий

Если говорить сухим и беспристрастным языком, суть истории такова. Сейчас вопросы строительства в Екатеринбурге решаются на муниципальном уровне — то есть администрацией города. К администрации можно относиться по-разному, но факт остается фактом: Екатеринбург сейчас едва ли не единственный город области, где вообще хоть что-то строится. Все показатели роста строительства в области — это показатели Екатеринбурга. Другие города (там полномочия тоже в ведении муниципалитетов) в массе своей вымирают и деградируют.

И вот в сентябре 2015 года появляется законопроект, внесенный депутатами от КПРФ Владимиром Коньковым и Дмитрием Шадриным — о перераспределении градостроительных полномочий от Екатеринбурга в пользу Свердловской области. Эту идею еще до внесения законопроекта поддержал губернатор Евгений Куйвашев. Собственно говоря, нет никаких сомнений в том, что именно губернатор является истинным инициатором законопроекта, но смелости и решительности внести документ от собственного имени, взяв всю политическую ответственность на себя, у него почему-то не хватило.

Заксобрание приняло закон молниеносно, за две недели, окончательно утвердив его сразу в трех чтениях на заседании 6 октября. Некоторые депутаты обратили внимание на то, что проект затрагивает интересы массы предпринимателей и поэтому должен пройти процедуру оценки регулирующего воздействия — но никакой оценки, разумеется, не было. Не позвали на обсуждение закона и представителей Екатеринбурга. Все это говорит о том, что желание перераспределить полномочия носит политический, а не экономический характер. Политическая прихоть губернатора в этом случае затмевает интересы бизнеса и города.

Итак, по новому закону Екатеринбург лишается следующих полномочий: разработка и утверждение Генплана города, утверждение нормативов градостроительного проектирования, утверждение правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, принятие решений о развитии застроенных территорий.

Другими словами, определять то, как будет застраиваться Екатеринбург, теперь будет не городская администрация, не избранная жителями городская дума, а правительство Свердловской области в лице министерства строительства.

Само министерство, к слову, такой работой раньше никогда не занималось, и получение новых полномочий потребует расширения штата и найма новых чиновников, у которых не будет соответствующего опыта.

Аргументы против

Против перераспределения полномочий выступила часть депутатов Заксобрания, городской думы, глава администрации города Александр Якоб и глава Екатеринбурга Евгений Ройзман. Ройзман и Якоб даже написали письма в Заксобрание, но их позицию депутаты проигнорировали.

«Для Екатеринбурга нет объективных предпосылок для передачи градостроительных полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти Свердловской области. На протяжении всей истории города полномочия в сфере градостроительной деятельности находятся в руках органов власти Екатеринбурга-Свердловска. С 1936 года с момента организации Управления Главного архитектора при Свердловском горисполкоме создана целая школа в области градостроительства со своими традициями, высокими достижениями и авторитетом среди профессионалов», — писал Якоб.

По словам сити-менеджера, перераспределение полномочий неизбежно приведет к дестабилизации в сфере строительства и, как следствие — экономическим потерям для города.

«Очевидно, что строительство — это системообразующая отрасль экономики города. Общепризнано, что уменьшение инвестиций в строительстве на один рубль влечет за собой потерю 4-7 рублей в смежных отраслях. Строительная сфера Екатеринбурга испытывает на себе негативные проявления в экономике страны. Так, объемы реализации построенного жилья упали на 30-40% и имеют тенденцию к дальнейшему снижению. В этих условиях проводить сомнительную реформу в градостроительстве и тем более без учета мнения профессионального сообщества и интересов Екатеринбурга недопустимо», — заявил глава администрации.

Схожую позицию озвучил в своем письме и Евгений Ройзман. «В городе Екатеринбурге действует эффективная система реализации градостроительных полномочий, которая контролируется органами местного самоуправления (Екатеринбургская городская дума и администрация города Екатеринбурга). Результатом успешной работы является то, что на протяжении последних лет в городе Екатеринбурге ежегодно вводится в эксплуатацию около миллиона квадратных метров жилых и нежилых помещений. Отмечу, что данный показатель выше, чем в других городах-миллионниках России, исключая Москву и Санкт-Петербург», — писал глава города областным депутатам.

В качестве негативного примера руководители города приводят перераспределение полномочий по распоряжению неразграниченными землями в Екатеринбурге. После 2013 года, когда эти полномочия также забрала себе областная власть, процедура выделения земли затянулась, вырос документооборот, а получить земельный участок стало намного сложнее.

Война за контроль

С политической точки зрения перераспределение полномочий нужно рассматривать как часть войны с Екатеринбургом, которую с 2013 года ведет губернатор Евгений Куйвашев. Сам он накануне прокомментировал изъятие полномочий и, конечно же, отрицал, что воюет с городом.

«Это все слова. Никакой войны нет. Мы ни с кем воевать не собираемся, ничего у города не отбираем, но собираемся усилить вопрос контроля», — заявил губернатор в Заксобрании.

Слова о намерении более жестко контролировать Куйвашев повторил в своем выступлении несколько раз, и это очень характерная деталь. В самом деле, губернатор не говорит о намерении развивать или улучшать город, для него важен лишь контроль, который сам по себе не является созидательной деятельностью. Контролировать вверенные территории, подчинять себе их — это тактика и психология чиновника-временщика, наместника, присланного в провинцию федеральным центром. Контроль в этом случае становится самоцелью, а будущее города рассматривается лишь в перспективе пары-тройки лет — срока, на который прислан наемный кормленщик.

Именно такая логика и такое отношение к городу просматривается и в действиях губернатора Куйвашева. Глава области воспринимает Екатеринбург как: а) экономический актив, который нужно взять под контроль и с которого можно получать ренту; б) политический центр, который нужно ликвидировать, отменив здесь прямые выборы и назначив управляемое сверху руководство. Насколько эти цели будут способствовать развитию города, губернатором не учитывается в принципе, потому что в его понимании его собственная карьера зависит не от того, насколько он может что-то развивать, а от того, насколько хорошо он что-то контролирует.

Так что вопрос о полномочиях — он как раз об этом. Можно сколько угодно говорить, что в Екатеринбурге будет сломана устоявшаяся и отработанная система, которая пусть и не без издержек, но дает какой-то результат. Можно сколько угодно настаивать на необходимости обсуждения столь важных вопросов если не со всеми жителями Екатеринбурга, то хотя бы с легитимной городской думой и профессиональным сообществом. Но все это не возымеет никакой силы: губернатора не интересует, что будет с Екатеринбургом через 10 лет, поскольку он знает, что сам он через 10 лет будет работать в каком-нибудь другом месте.

Тот факт, что Куйвашев так яростно и ожесточенно воюет против крупных городов региона (а кроме Екатеринбурга серьезные трения у него есть с руководством Нижнего Тагила и Первоуральска), говорит о том, что он вряд ли намерен продолжать карьеру в Свердловской области. Ведь именно в больших городах живет львиная доля избирателей региона, и можно предположить, что при таком отношении горожане не будут голосовать за Куйвашева на губернаторских выборах (как, например, именно голоса горожан обеспечили недавнее поражение губернатора в Иркутской области). Возможно, именно поэтому он действует с такой спешкой: нужно быстрее капитализировать и монетизировать свою власть в Свердловской области, прежде чем придется переезжать на новое место работы. И в этом случае для губернатора, конечно, не важно, что будет с Екатеринбургом, будет ли город развиваться или деградировать. Самому же Екатеринбургу с последствиями куйвашевского правления придется жить и разбираться еще долго и, похоже, мучительно.

Алексей Шабуров

Нажмите для вставки кода в блог
Распечатать

Архив Новостей

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Контакты