Губернатор Куйвашев в зоне конфликтов

Прокремлевский Фонд развития гражданского общества опубликовал новую версию рейтинга эффективности губернаторов. Глава Свердловской области Евгений Куйвашев по-прежнему занимает место в середине рейтинга, поднявшись по сравнению с прошлым рейтингом на две позиции. В ФоРГО объяснили эту динамику тем, что Куйвашев, по их мнению, наладил внутриэлитный консенсус в регионе. И это заявление ставит под сомнение адекватность всего рейтинга, который позиционируется как главная оценка губернаторов федеральной властью.

Губернатор Куйвашев в зоне конфликтов
Фотография из Instagram Евгения Куйвашева

В новом рейтинге Куйвашев делит 53-55 места с Владимиром Владимировым (Ставропольский край) и Мариной Ковтун (Мурманская область). Для области, которая считает себя важным региональным центром, такой результат губернатора явно неудовлетворителен, но для самого Куйвашева — это в каком-то роде успех, ведь еще летом он и вовсе был в седьмом десятке этого рейтинга.

В комментариях «Известиям» представители ФоРГО заявили, что Куйвашев «закрепил успех после достижения внутриэлитного консенсуса в регионе». Но для любого, кто мало-мальски знаком с политической обстановкой в Свердловской области, такая оценка выглядит как минимум спорной.

В самом деле, по сравнению с июнем-июлем, когда Куйвашев резко провалился во всех федеральных рейтингах, никаких существенных и системных изменений в местной политике не произошло. Так, главный конфликт губернатора — противостояние с Екатеринбургом — не снят и не урегулирован. Главный камень преткновения — реформа МСУ, которую губернатор продавливает вопреки позиции местных депутатов и общественников. Представители городской политической элиты раскритиковали «муниципальные» законопроекты, внесенные Куйвашевым в Заксобрание, но губернатор их мнение проигнорировал. Теперь многие ожидают его дальнейших шагов: если Куйвашев пойдет на разделение Екатеринбурга на самостоятельные районы, конфликт перейдет в самую острую стадию, которая вполне может вылиться в новые массовые акции.

Вторая точка конфликта с областным центром — это бюджет на 2015 год, проект которого губернатор уже внес в Заксобрание. Интересы Екатеринбурга этот проект явно учитывает не в полной мере: например, там не заложено ни копейки на ремонт городских дорог. Теоретически бюджет еще можно будет поправить во время согласительных комиссий, но в реальности областные чиновники вряд ли готовы пойти на какие-то уступки — документ и так составлен с рекордным дефицитом в 29 миллиардов рублей.

Те же причины просматриваются и в конфликте Куйвашева с руководством Нижнего Тагила и тагильским мэром Сергеем Носовым. Реформа МСУ точно так же затрагивает и Нижний Тагил, которому грозит разделение на три района — и против этого тоже выступили депутаты местной думы. И точно так же в областном бюджете не закладываются те деньги, на которые рассчитывают тагильские власти: несмотря на все просьбы, региональное правительство не выделило средств на ремонт дорог Нижнего Тагила и реконструкцию моста по улице Фрунзе. В итоге Сергей Носов в октябре созвал пресс-конференцию, на которой публично раскритиковал бюджетную политику свердловских властей.

К конфликту Носова и Куйвашева традиционно подмешивают и политическую подоплеку: тагильского мэра давно подозревают в губернаторских амбициях, и это лишь усиливает их противостояние. Этот мотив также никуда не исчез, так что ни о каком консенсусе здесь речи тоже пока не идет.

Тесно связан с «тагильской историей» и конфликт Куйвашева с уральским полпредством, которое, как и Носов, считается зоной влияния корпорации «Уралвагонзавод». Подоплекой конфликта также выступает подспудная борьба за губернаторский пост, но в публичное пространство попадают лишь заявления по тем или иным конкретным поводам.

Так, полпред Игорь Холманских раскритиковал губернаторские законопроекты о муниципальной реформе, призвав отправить их на доработку — однако этого, как мы знаем, сделано не было. На недавней пресс-конференции Холманских в довольно резких выражениях высказался и на тему досрочных губернаторских выборов, проведения которых, по некоторым данным, добивается Куйвашев.

«Есть огромный пласт работы с министерствами, с муниципалитетами. Когда появляются какие-то разговоры о том, возможны или невозможны досрочные выборы, надо просто работу работать, и тогда ни о каких досрочных выборах возможности думать не будет», — заявил полпред.

Есть конфликты и более мелкого порядка — например, с ОНФ, который в октябре отправил запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Корпорации развития Среднего Урала, принадлежащей областному правительству. Кроме того, «фронтовики» поддержали скандал с урезанием зарплаты учителям, раскритиковав действия областных чиновников. В итоге Куйвашев был вынужден продемонстрировать стремление к диалогу и встретился с сопредседателями регионального штаба ОНФ — но сам факт этой встречи вряд ли может означать урегулирование конфликта.

Еще одна точка напряжения — взаимоотношения губернатора с председателем областного правительства Денисом Паслером, отставку которого на прошлой неделе анонсировали прогубернаторские СМИ. Чтобы остановить эти слухи, Куйвашев опубликовал в своем «Инстаграме» фото в обнимку с Паслером — но выражение лица у губернатора на этом снимке получилось таким, будто он делает что-то не слишком приятное.

В общем, ни по одному из направлений ни о каком улаживании конфликтов или достижении консенсуса речи вроде бы не идет. Поэтому утверждения и заявления ФоРГО могут поставить под вопрос ценность самого рейтинга эффективности губернаторов — ведь если его составители явно ошиблись в оценке политики Куйвашева, то кто дает гарантию, что они не ошибаются и в отношении руководителей других регионов?

Алексей Шабуров

Нажмите для вставки кода в блог
Распечатать

Архив Новостей

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Контакты