11.07.2019, 16:50

Метро как политический проект

Строительство второй ветки метро в Екатеринбурге займет около шести лет и потребует вложения 70 миллиардов рублей. Эти цифры, озвученные главой города Александром Высокинским, не стали новостью. Новость скорее в том, что администрация Екатеринбурга, судя по заявлениям, планирует решительно взяться за дело. И вне зависимости от технических и финансовых вопросов строительство метро неизбежно станет политическим проектом. А значит, и говорить о его шансах надо именно с этой точки зрения.

Изображение с сайта Екатеринбургского метрополитена
Изображение с сайта Екатеринбургского метрополитена

Из заявлений Высокинского следует два очевидных вывода. Первый — строительство метро не будет связано ни с какими другими проектами: ни с Универсиадой, ни с каким угодно ЭКСПО. Если строительство займет шесть лет, то к Универсиаде не успеть даже при самых удачных раскладах.

Отказ от привязки метро к международным проектам на самом деле скорее позитивное решение. Теперь не будет повода сказать: «раз не успеваем к какой-то конкретной дате, то нечего и браться». Тем более что получение права на проведение мировых событий всегда под вопросом, и, соответственно, этот риск всегда переносится и на метро.

Новый подход призван показать нам, что метро будет строиться в первую очередь для горожан, а не для гипотетических заграничных гостей.

Второй вывод касается суммы расходов на проект. В принципе, всегда было понятно, что выделить 70 миллиардов рублей не сможет ни областной, ни тем более городской бюджет. Другого пути, кроме как убеждать федеральное правительство выделить деньги, у Екатеринбурга нет.

Один из аргументов, который, по-видимому, приготовлен для переговоров с федеральными чиновниками, Высокинский уже озвучил. По его словам, население Екатеринбурга в обозримом будущем достигнет двух миллионов человек, и городу с таким населением метро жизненно необходимо.

«Мы все прекрасно понимаем, что недалеко то время, когда численность населения Екатеринбурга превысит уровень двух миллионов. И без развития метрополитена обойтись скоро будет невозможно. Сегодня действует ветка метро «Север — Юг», открыто проектирование второй линии «Запад — Восток». Параллельно в этот транспортный каркас должны войти городская электричка и скоростной трамвай», — заявил глава города.

Но есть и еще один аргумент, который может оказаться не менее важен. Строительство метро будет иметь огромное политическое значение для Екатеринбурга.

По всем опросам, которые проходили в городе, да даже и по частным разговорам, понятно, что идею строительства второй ветки поддерживает подавляющее большинство екатеринбуржцев. Возможно, это одна из главных, если не самая главная, объединяющая идея в городе.

Дефицит объединяющих идей и проектов — беда не только Екатеринбурга. Российское общество разобщено, особенно в крупных городах. Так что любую объединяющую идею властям выгодно всячески поддерживать и развивать. И если с другими городами всё может быть не так очевидно, то в Екатеринбурге путь совершенно понятен: строительство метро при грамотном пиар-сопровождении может решить многие проблемы власти — в том числе и федеральной.

Как мы знаем, многие представители власти считают Екатеринбург «протестным» и «либеральным» городом, который теоретически может принести немало неприятных сюрпризов в свете «проблемы 2024 года». В этом плане строительство метро могло бы сильно изменить настроения в городе, в том числе политические и электоральные. Этот проект мог бы стать козырем власти, который невозможно перебить.

Собственно, тут кроется ответ на вопрос — почему деньги нужно вкладывать именно в метро, а не в другие виды транспорта.

Отдельные урбанисты могут сколько угодно говорить о том, что эти миллиарды лучше потратить на трамвай. Правда в том, что на трамвай деньги в таком количестве никто никогда не даст. Трамвай при всех положительных его чертах никогда не станет объединяющей идеей. Строительством трамвая массы не увлечь, как ни пытайся.

Так уж получилось, что метро в российских условиях — это не просто самый удобный вид транспорта. Это показатель статуса города, его амбиций. Люди относятся к метро как к признаку столичности, и в этом одна из причин, почему его строительство так поддерживают (помимо того, что оно быстрое, теплое, сухое и ходит по расписанию). Этого ощущения самоуважения не даст ни один трамвай, даже самый низкопольный. Эту психологическую и политическую сторону метро нельзя недооценивать.

Поэтому строительство метро в Екатеринбурге имеет гораздо больше отношения к политике, чем, собственно, к урбанизму. При всех рисках и затратах оно даст эффект, какой не даст ни один другой инфраструктурный проект. Главное — действительно начать его строить.

Алексей Шабуров

Похожие новости по теме
10.07.2019, 13:03

Строительство второй ветки метро в Екатеринбурге займет шесть лет

Строительство второй линии метро в Екатеринбурге между ВИЗом и ЖБИ может занять до шести лет. Такие сроки озвучил глава города Александр Высокинский на встрече с журналистами, посвященной развитию...

14.03.2019, 17:37

Новое метро обойдется Екатеринбургу в 76 миллиардов

Строительство новой ветки метро в Екатеринбурге будет стоить 76 миллиардов рублей — почти в два раза больше годового бюджета города. Стоимость нового метро озвучил глава Екатеринбурга Александр...

11.07.2017, 09:31

Екатеринбург попробует найти инвестиции для стриотельства метро

Екатеринбург попытается привлечь инвестиции на строительство второй ветки метро. Ранее федеральные власти уже не раз отказывали в финансировании проекта. Такое заявление сделал в эфире программы...

07.12.2016, 17:58

Ройзман признал несостоятельной идею «народного метро»

Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман заявил, что построить метро в городе на «народные деньги» не получится. По словам градоначальника, у народа нет таких денег. Идея «народного метро» стала активно...

07.12.2016, 15:51

Министр предложил населению скинуться на метро в Екатеринбурге

Новый министр строительства Свердловской области Михаил Волков предложил строить метро в Екатеринбурге на деньги населения. По его словам, это может быть «народное метро». Заявление министра...


Мастрид
Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам