Строительство второй ветки метро в Екатеринбурге займет около шести лет и потребует вложения 70 миллиардов рублей. Эти цифры, озвученные главой города Александром Высокинским, не стали новостью. Новость скорее в том, что администрация Екатеринбурга, судя по заявлениям, планирует решительно взяться за дело. И вне зависимости от технических и финансовых вопросов строительство метро неизбежно станет политическим проектом. А значит, и говорить о его шансах надо именно с этой точки зрения.
Изображение с сайта Екатеринбургского метрополитена
Из заявлений Высокинского следует два очевидных вывода. Первый — строительство метро не будет связано ни с какими другими проектами: ни с Универсиадой, ни с каким угодно ЭКСПО. Если строительство займет шесть лет, то к Универсиаде не успеть даже при самых удачных раскладах.
Отказ от привязки метро к международным проектам на самом деле скорее позитивное решение. Теперь не будет повода сказать: «раз не успеваем к какой-то конкретной дате, то нечего и браться». Тем более что получение права на проведение мировых событий всегда под вопросом, и, соответственно, этот риск всегда переносится и на метро.
Новый подход призван показать нам, что метро будет строиться в первую очередь для горожан, а не для гипотетических заграничных гостей.
Второй вывод касается суммы расходов на проект. В принципе, всегда было понятно, что выделить 70 миллиардов рублей не сможет ни областной, ни тем более городской бюджет. Другого пути, кроме как убеждать федеральное правительство выделить деньги, у Екатеринбурга нет.
Один из аргументов, который, по-видимому, приготовлен для переговоров с федеральными чиновниками, Высокинский уже озвучил. По его словам, население Екатеринбурга в обозримом будущем достигнет двух миллионов человек, и городу с таким населением метро жизненно необходимо.
«Мы все прекрасно понимаем, что недалеко то время, когда численность населения Екатеринбурга превысит уровень двух миллионов. И без развития метрополитена обойтись скоро будет невозможно. Сегодня действует ветка метро «Север — Юг», открыто проектирование второй линии «Запад — Восток». Параллельно в этот транспортный каркас должны войти городская электричка и скоростной трамвай», — заявил глава города.
Но есть и еще один аргумент, который может оказаться не менее важен. Строительство метро будет иметь огромное политическое значение для Екатеринбурга.
По всем опросам, которые проходили в городе, да даже и по частным разговорам, понятно, что идею строительства второй ветки поддерживает подавляющее большинство екатеринбуржцев. Возможно, это одна из главных, если не самая главная, объединяющая идея в городе.
Дефицит объединяющих идей и проектов — беда не только Екатеринбурга. Российское общество разобщено, особенно в крупных городах. Так что любую объединяющую идею властям выгодно всячески поддерживать и развивать. И если с другими городами всё может быть не так очевидно, то в Екатеринбурге путь совершенно понятен: строительство метро при грамотном пиар-сопровождении может решить многие проблемы власти — в том числе и федеральной.
Как мы знаем, многие представители власти считают Екатеринбург «протестным» и «либеральным» городом, который теоретически может принести немало неприятных сюрпризов в свете «проблемы 2024 года». В этом плане строительство метро могло бы сильно изменить настроения в городе, в том числе политические и электоральные. Этот проект мог бы стать козырем власти, который невозможно перебить.
Собственно, тут кроется ответ на вопрос — почему деньги нужно вкладывать именно в метро, а не в другие виды транспорта.
Отдельные урбанисты могут сколько угодно говорить о том, что эти миллиарды лучше потратить на трамвай. Правда в том, что на трамвай деньги в таком количестве никто никогда не даст. Трамвай при всех положительных его чертах никогда не станет объединяющей идеей. Строительством трамвая массы не увлечь, как ни пытайся.
Так уж получилось, что метро в российских условиях — это не просто самый удобный вид транспорта. Это показатель статуса города, его амбиций. Люди относятся к метро как к признаку столичности, и в этом одна из причин, почему его строительство так поддерживают (помимо того, что оно быстрое, теплое, сухое и ходит по расписанию). Этого ощущения самоуважения не даст ни один трамвай, даже самый низкопольный. Эту психологическую и политическую сторону метро нельзя недооценивать.
Поэтому строительство метро в Екатеринбурге имеет гораздо больше отношения к политике, чем, собственно, к урбанизму. При всех рисках и затратах оно даст эффект, какой не даст ни один другой инфраструктурный проект. Главное — действительно начать его строить.
Алексей Шабуров
Строительство второй линии метро в Екатеринбурге между ВИЗом и ЖБИ может занять до шести лет. Такие сроки озвучил глава города Александр Высокинский на встрече с журналистами, посвященной развитию...
14.03.2019, 17:37Строительство новой ветки метро в Екатеринбурге будет стоить 76 миллиардов рублей — почти в два раза больше годового бюджета города. Стоимость нового метро озвучил глава Екатеринбурга Александр...
11.07.2017, 09:31Екатеринбург попытается привлечь инвестиции на строительство второй ветки метро. Ранее федеральные власти уже не раз отказывали в финансировании проекта. Такое заявление сделал в эфире программы...
07.12.2016, 17:58Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман заявил, что построить метро в городе на «народные деньги» не получится. По словам градоначальника, у народа нет таких денег. Идея «народного метро» стала активно...
07.12.2016, 15:51Новый министр строительства Свердловской области Михаил Волков предложил строить метро в Екатеринбурге на деньги населения. По его словам, это может быть «народное метро». Заявление министра...
Нейросети на выборах: от кринжа до незаменимого инструмента
02.09.2025Половина россиян не смогла вспомнить успехов страны
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
23.07.2025В России введут круглогодичный призыв в армию
22.07.2025Госдума приняла закон о штрафах за поиск экстремистских материалов
В Свердловской области обнаружили 2 тонны сомнительного масла
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
25.08.2025В Свердловской области начались поквартирные обходы избирателей
21.08.2025Внук Зюганова стал заместителем министра
29.08.2025В России утвердили правила маркировки звонков от компаний