Строительство второй ветки метро в Екатеринбурге займет около шести лет и потребует вложения 70 миллиардов рублей. Эти цифры, озвученные главой города Александром Высокинским, не стали новостью. Новость скорее в том, что администрация Екатеринбурга, судя по заявлениям, планирует решительно взяться за дело. И вне зависимости от технических и финансовых вопросов строительство метро неизбежно станет политическим проектом. А значит, и говорить о его шансах надо именно с этой точки зрения.
Изображение с сайта Екатеринбургского метрополитена
Из заявлений Высокинского следует два очевидных вывода. Первый — строительство метро не будет связано ни с какими другими проектами: ни с Универсиадой, ни с каким угодно ЭКСПО. Если строительство займет шесть лет, то к Универсиаде не успеть даже при самых удачных раскладах.
Отказ от привязки метро к международным проектам на самом деле скорее позитивное решение. Теперь не будет повода сказать: «раз не успеваем к какой-то конкретной дате, то нечего и браться». Тем более что получение права на проведение мировых событий всегда под вопросом, и, соответственно, этот риск всегда переносится и на метро.
Новый подход призван показать нам, что метро будет строиться в первую очередь для горожан, а не для гипотетических заграничных гостей.
Второй вывод касается суммы расходов на проект. В принципе, всегда было понятно, что выделить 70 миллиардов рублей не сможет ни областной, ни тем более городской бюджет. Другого пути, кроме как убеждать федеральное правительство выделить деньги, у Екатеринбурга нет.
Один из аргументов, который, по-видимому, приготовлен для переговоров с федеральными чиновниками, Высокинский уже озвучил. По его словам, население Екатеринбурга в обозримом будущем достигнет двух миллионов человек, и городу с таким населением метро жизненно необходимо.
«Мы все прекрасно понимаем, что недалеко то время, когда численность населения Екатеринбурга превысит уровень двух миллионов. И без развития метрополитена обойтись скоро будет невозможно. Сегодня действует ветка метро «Север — Юг», открыто проектирование второй линии «Запад — Восток». Параллельно в этот транспортный каркас должны войти городская электричка и скоростной трамвай», — заявил глава города.
Но есть и еще один аргумент, который может оказаться не менее важен. Строительство метро будет иметь огромное политическое значение для Екатеринбурга.
По всем опросам, которые проходили в городе, да даже и по частным разговорам, понятно, что идею строительства второй ветки поддерживает подавляющее большинство екатеринбуржцев. Возможно, это одна из главных, если не самая главная, объединяющая идея в городе.
Дефицит объединяющих идей и проектов — беда не только Екатеринбурга. Российское общество разобщено, особенно в крупных городах. Так что любую объединяющую идею властям выгодно всячески поддерживать и развивать. И если с другими городами всё может быть не так очевидно, то в Екатеринбурге путь совершенно понятен: строительство метро при грамотном пиар-сопровождении может решить многие проблемы власти — в том числе и федеральной.
Как мы знаем, многие представители власти считают Екатеринбург «протестным» и «либеральным» городом, который теоретически может принести немало неприятных сюрпризов в свете «проблемы 2024 года». В этом плане строительство метро могло бы сильно изменить настроения в городе, в том числе политические и электоральные. Этот проект мог бы стать козырем власти, который невозможно перебить.
Собственно, тут кроется ответ на вопрос — почему деньги нужно вкладывать именно в метро, а не в другие виды транспорта.
Отдельные урбанисты могут сколько угодно говорить о том, что эти миллиарды лучше потратить на трамвай. Правда в том, что на трамвай деньги в таком количестве никто никогда не даст. Трамвай при всех положительных его чертах никогда не станет объединяющей идеей. Строительством трамвая массы не увлечь, как ни пытайся.
Так уж получилось, что метро в российских условиях — это не просто самый удобный вид транспорта. Это показатель статуса города, его амбиций. Люди относятся к метро как к признаку столичности, и в этом одна из причин, почему его строительство так поддерживают (помимо того, что оно быстрое, теплое, сухое и ходит по расписанию). Этого ощущения самоуважения не даст ни один трамвай, даже самый низкопольный. Эту психологическую и политическую сторону метро нельзя недооценивать.
Поэтому строительство метро в Екатеринбурге имеет гораздо больше отношения к политике, чем, собственно, к урбанизму. При всех рисках и затратах оно даст эффект, какой не даст ни один другой инфраструктурный проект. Главное — действительно начать его строить.
Алексей Шабуров