29.09.2016, 15:53

Фатальные ошибки «Яблока»

Партия «Яблоко» может считаться главным неудачником выборов в Государственную думу. И дело не в том, что она не прошла в федеральный парламент — таких шансов у нее, как и у девяти других партий, было немного. Дело в том, что «Яблоко» потеряло гораздо больше, чем прочие партии, которым, собственно, и терять-то было нечего. И в этом поражении партии надо винить главным образом себя.

Фатальные ошибки «Яблока»
Фотография с официального сайта партии «Яблоко»

Потери «Яблока» огромны: вместо 2,2 миллионов голосов на прошлых выборах партия получила чуть больше миллиона, то есть число избирателей сократилось более чем в два раза. В процентном соотношении результат не дотянул до 2%, что лишило «Яблоко» не только государственного финансирования на пять лет вперед, но и федеральной льготы — права участвовать во всех выборах в стране без сбора подписей.

Конечно, сторонники партии могут списать такой результат на непрозрачность и нечестность избирательной системы, но вряд ли это оправдание будет убедительным: сложно поверить, что кто-то специально отбирал голоса именно у «Яблока». Вероятнее всего, потеря миллиона голосов в этом случае вполне реальна, у нее есть вполне конкретные причины.

Проблема Явлинского

Самая главная и неустранимая проблема «Яблока» — это Григорий Алексеевич Явлинский. Невозможно представить себе партию без него, но вместе с ним «Яблоко» дальше идти не может. Ресурс Явлинского как политика давно исчерпан, хотя и раньше этот ресурс был не так уже велик: даже в лучшие годы партия во главе с Явлинским не набирала больше 8% голосов. Было бы странно ожидать, что электорат, увидевший по телевизору его знакомое лицо, с энтузиазмом пойдет на выборы. Тем более что заранее было объявлено о выдвижении Явлинского в президенты в 2018 году. Мало того, что само себе это выглядит дурным повторением дурного сна, так еще и электорату дали понять, что всё уже решено без него.

В эту кампанию «Яблоко» сделало ставку на протестную оппозиционную повестку, но выглядело это не слишком убедительно. Против партии играл ее бэкграунд: скажем честно, за прошедшие 15 лет «Яблоко» слишком часто играло с властью в поддавки, так что поверить в принципиальность этой партии и ее лидеров очень и очень трудно. «Яблоко» перестало быть проблемой для власти (если вообще когда-то было ей), так что «зацепить» протестный электорат было не так-то просто. Да, были люди, которые решили голосовать за партию Явлинского «зажав нос», но, как выяснилось, таких людей не очень много. «Яблоко», видимо, недооценило брезгливость и разборчивость оппозиционно настроенного избирателя.

Не добавила очков партии и странная история вокруг предполагаемой встречи Явлинского с Путиным перед началом выборов. Была эта встреча или нет, уже не важно. Важно то, что Явлинский повел себя так, что у всех сложилось впечатление, что встреча была, что на ней были достигнуты некие договоренности, о которых стороны будут молчать. Эта на старте смазало всю кампанию «Яблока», внушив скепсис многим потенциальным избирателям.

Технологические просчеты

Ко всем причинам глобального характера добавился и ряд технологических просчетов, которые, возможно, не позволили добрать тот самый недостающий один процент.

Самое главное — кампания «Яблока» началась поздно, слишком поздно. Активная агитация стала заметна только к концу августа, меньше чем за месяц до выборов. В то время как многие партии (и не только прошедшие в думу) начали распространять свои материалы еще в начале года. Даже если «Яблоко» правильно выбрало тактику своей кампании, если смогло сделать качественную агитпродукцию, у партии просто не было времени, чтобы донести это всё до массового избирателя. Начинать кампанию надо было весной, и тогда, возможно, 3% можно было набрать. Возможно, у партии просто не было денег на это — хотя, с учетом бюджетного финансирования, накопить на главные для себя выборы за пять лет «Яблоко», наверное, могло.

Когда кампания началась, стало понятно, что «Яблоко» сделало ставку на интернет — была контекстная реклама, было продвижение в соцсетях, были ролики с Явлинским в главной роли. Но ставка эта, похоже, была ошибочной. Работа в интернете — это зачастую агитация среди сторонников и активистов, которые и так придут на выборы и проголосуют. Этих людей не так много, и расширять свою электоральную базу надо не за счет них.

Активная аудитория «Фейсбука» вряд ли дотягивает до двух миллионов человек, и даже если бы все эти люди пришли и проголосовали за «Яблоко», партия все равно бы не прошла в Госдуму. Но очевидно, что даже из этой активной аудитории далеко не всем симпатичен Явлинский, ставший главным героем роликов.

Собственно, выбор Явлинского как основного персонажа кампании также мог быть ошибкой. В роликах Явлинский пытался играть роль непримиримого борца, стать отчасти Навальным, но получилось это плохо (хотя ролики были сделаны очень качественно). Причина всё та же — мы знаем Явлинского уже 25 лет, у электората есть четкие ассоциации с его именем и образом, и переломить их одним-двумя роликами невозможно.

Провал в регионах

Наконец, еще одно слабое место «Яблока» (как и многих других «оппозиционных» партий) — это неудовлетворительная кадровая база в регионах. С людьми на местах у «Яблока» всё плохо, в некоторых регионах партийные отделения находятся под контролем совершенно случайных людей. На прошедших выборах это было хорошо заметно.

Например, в Челябинской области «Яблоко» по одному из одномандатных округов сделало ставку на местного политика Алексея Севастьянова. На момент выдвижения от «Яблока» он был руководителем регионального отделения партии «Родина». Ситуация с Севастьяновым была совершенно анекдотической: он до последнего момента намерен был идти от «Родины», но 2 июля ему было отказано. И уже 3 июля он был выдвинут «Яблоком». То есть очевидно, что он подавал документы сразу в две партии. И тут уже вопрос к «Яблоку», которое без тени смущения выдвинуло вчерашнего руководителя «Родины» — партии с диаметрально противоположной идеологией. Разумеется, Севастьянов выборы проиграл, но наверняка сам факт выдвижения подобного персонажа отнял голоса и у «Яблока».

В Свердловской области региональное отделение «Яблока» возглавил бывший член КПРФ, экс-мэр Первоуральска Юрий Переверзев. Когда он стал «яблочником», многие предсказывали, что ему это нужно исключительно для собственного избрания в Заксобрание или Госдуму. Так и получилось — все усилия и ресурсы Переверзев бросил на свой округ в Первоуральске, но всё равно проиграл. Кроме того, сам Переверзев — политик далеко не с лучшим бэкграундом (и дело не только в членстве в КПРФ), поссорившийся много с кем, так что его выдвижение тоже оттолкнуло немало потенциальных сторонников «Яблока».

Плюс ко всему, создавалось ощущение, что у руководства «Яблока» нет понимания того, как надо работать в регионах, и в итоге кампания на местах шла хаотично и бессистемно (если вообще шла). Судя по всему, денег на агитацию в регионах выделялось едва ли не меньше, чем на кампанию в Интернете, хотя в реальности все должно было быть наоборот.

Остается лишь гадать, понимают ли всё это в самом «Яблоке». В любом случае, партия находится не в самом лучшем положении, и ее перспективы на будущее туманны. Без бюджетной поддержки и без федеральной льготы «Яблоку» будет гораздо труднее содержать аппарат и привлекать в свои списки перспективных кандидатов. Без этого за пять лет партия может растерять даже то, что у нее есть сейчас.

Алексей Шабуров

Похожие новости по теме
19.09.2016, 09:35

Явлинский не передумал баллотироваться в президенты

Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский не оставил намерения в 2018 году баллотироваться в президенты России. Он собирается сделать это несмотря на проигрыш «Яблока» на выборах в Госдуму. По...

06.07.2016, 16:30

«Яблоко» выдвинуло в Госдуму регионального руководителя «Родины»

Партия «Яблоко» выдвинула кандидатом в Госдуму руководителя челябинского регионального отделения партии «Родина» Алексея Севастьянова. При этом партии декларируют в своих программах диаметрально...

25.01.2016, 09:52

«Яблоко» потребовало признать Явлинского кандидатом в президенты

Партия «Яблоко» выдвинула условие для включения в свой предвыборный список кандидатов от демократической оппозиции. Любой кандидат от «Яблока», даже не состоящий в партии, должен будет поддержать...

08.09.2011, 09:02

«Яблоко» катится в прошлое

Один из создателей «Яблока» Григорий Явлинский заявил, что может возглавить список этой партии на выборах в Госдуму в декабре 2011 года. «Через несколько дней будет съезд партии. Если съезд мне...

02.10.2003, 14:41

«Яблоко» без Явлинского» «съедят»

Центральная избирательная комиссия РФ удовлетворила жалобу заместителя председателя партии «Яблоко» Сергея Митрохина, который просил признать организацию «Яблоко» без Явлинского» незаконной...


Мастрид
Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам