Законодательное собрание Свердловской области приняло закон, который изменяет название должности главы Екатеринбурга. Теперь высшее должностное лицо города будет называться не «глава Екатеринбурга — председатель Екатеринбургской городской думы», а просто «председатель думы». Новый закон напрямую касается действующего главы города Евгения Ройзмана — более того, специально под него он и был написан и принят. Появление подобного документа стало новой вехой в уральской политике, когда мелкая месть, большая обида и толстый троллинг впервые оказались оформленными в законодательный акт.
Что произошло
Законопроект «О внесении изменений в статью 3 закона Свердловской области «О наименованиях представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Свердловской области» был внесен тремя депутатами Заксобрания в самом конце июня, а уже в середине июля он был принят сразу в трех чтениях.
Документ касается только Екатеринбурга: в областном центре предлагается ввести новое наименование должности главы города. Если глава избирается на прямых выборах или из числа депутатов, но возглавляет при этом не администрацию, а городскую думу, то его предлагается называть только «председателем думы», исключая из названия должности слова «глава Екатеринбурга».
При этом в Свердловской области есть еще немало муниципалитетов, где глава города также занимает пост председателя думы, но на них этот закон распространяться не будет. Авторы документа пояснили это тем, что все остальные муниципалитеты скоро перейдут на новую систему управления, где главы будут назначаться по конкурсу и руководить не думой, а администрацией — значит, закон для них будет уже не актуален.
Принятый закон вступает в силу через 10 дней после подписания, то есть будет распространяться уже на действующего главу Екатеринбурга. Правда, перед тем, как Евгению Ройзману придется менять табличку на кабинете и наименование должности в официальных бланках, соответствующие изменения еще должны быть внесены в Устав Екатеринбурга. А для этого сначала должны пройти публичные слушания, а затем их должна утвердить городская дума. Дума сейчас на каникулах и вернется к работе только осенью, так что весь процесс растянется еще надолго.
Что это значит
Важно понимать, что Ройзман с принятием этого закона не лишился своего поста и не потерял никаких полномочий. Он продолжает возглавлять Екатеринбург, являясь высшим должностным лицом города. По федеральному закону о местном самоуправлении, высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования.
Другими словами, Ройзман будет главой Екатеринбурга, которому нельзя называть себя главой Екатеринбурга. Случай уникальный и беспрецедентный, но он имеет отношение только к словам в названии должности, но не к реальным правоотношениям и системе управления городом.
При этом понятно, что принятие такого закона — это серьезное публичное унижение. Во-первых, это унижение самого Ройзмана. В российском аппаратном мире статус председателя думы ничтожен, для любого чиновника как сама дума, так и ее председатель — это пустое место, с которым даже разговаривать неприлично. Документ, подписанный главой города, и документ, подписанный председателем думы — по своему неформальному статусу совершенно разные документы, даже если чисто юридически они абсолютно равноценны.
Но ликвидация наименования «глава Екатеринбурга» — это унижение не только для Ройзмана, это унижение и для всего Екатеринбурга. Ведь если абстрагироваться от личности нынешнего градоначальника, то теперь получается, что у главного города области, одного из ключевых городов России как бы нет главы, его высшим должностным лицом является всего лишь председатель думы (чуть выше сказано, что это значит на аппаратном языке). Это сильно понижает статус города в измерении всей страны.
Наконец, новый закон унижет самих екатеринбуржцев. В 2013 году они пришли на выборы и проголосовали там именно за главу Екатеринбурга. Да, результат голосования очень не понравился губернатору Евгению Куйвашеву, и вот, спустя два года, так, видимо, и не пережив того унижения, он решил в ответ унизить избирателей, свободно распорядившихся своими голосами.
Насколько это законно
Часто можно услышать вопросы о том, насколько это вообще законно — менять решением Заксобрания наименование должности уже избранного главы города. Формально все законно: по федеральному законодательству этот вопрос отнесен именно к компетенции регионального уровня власти.
Впрочем, кое-какие вопросы действительно есть. Так, в законе о местном самоуправлении сказано, что высшим должностным лицом является именно глава муниципального образования, а председатель думы — это все-таки совсем другая должность, с куда меньшими полномочиями.
«Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, что определяет особенности его статуса. Отождествление его с председателем думы является неправомерным. Я считаю, что такой закон принимать нельзя», — заявила накануне депутат от «Единой России» Галина Артемьева, курирующая в Заксобрании вопросы местного самоуправления. Правда, к ее словам другие депутаты не прислушались.
Второй вопрос касается того, можно ли менять название должности лица, избранного на всеобщих выборах, или же закон должен вступать в силу только после следующих выборов (которые в Екатеринбурге пройдут в 2018 году). Ведь получается, что в первом случае закон как бы приобретает обратную силу, что противоречит принципам российского законодательства. Но, как заявил директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин, участвовавший в разработке нового закона, с новых выборов вступают в силу лишь законы, касающиеся реорганизации системы управления, а если речь идет просто о наименовании должности, то они могут вступать в силу хоть сейчас. Впрочем, слова разработчика закона вряд ли можно считать объективным мнением, и не исключено, что окончательное слово предстоит сказать суду — возможно, даже Конституционному.
Кто за этим стоит
Несмотря на то, что закон внесло три депутата от разных фракций, никто не сомневается, что документ написан и принят по инициативе администрации губернатора Евгения Куйвашева. Проиграв выборы два года назад, губернатор до сих пор не забыл этой обиды: Ройзман во главе Екатеринбурга остается постоянным напоминанием о его политической беспомощности и слабости. Не имея законных способов отстранить Ройзмана от должности, Куйвашев пошел на мелкую и спорную с этической точки зрения месть, изменив название его поста.
С одной стороны, это красноречиво характеризует самого губернатора, который не способен достойно принимать свои поражения и даже спустя два года пытается мстить обидчику. Нетрудно разглядеть в этом и пренебрежение Куйвашева к избирателям и к самому институту выборов: сам губернатор никогда никуда не избирался (и многие в принципе сомневаются в его избираемости), так что значительная часть его политической деятельности сводится к нивелированию института выборов в Свердловской области. Во многих городах отменены выборы мэров, а в Екатеринбурге всенародно избранный глава лишается своего статуса.
С другой стороны, вся эта история дает нам представление об отношении нынешних областных властей к законам и законодательству. Для них закон является просто инструментом мести и не слишком умного троллинга своих оппонентов, а не высшей формой реализации государственной власти. Закон, написанный только для того, чтобы унизить одного из своих личных оппонентов — это ноу-хау в областной, а может, и российской политике, много говорящее о моральном и профессиональном облике законодателей. Невольно возникает вопрос: а если следующим главой Екатеринбурга (или, как теперь нужно говорить, председателем думы) будет избран лояльный губернатору человек, название его должности снова поменяют обратно?
Что теперь делать
Законы, конечно, нужно выполнять. Правда, делать это можно по-разному. Процесс переименования должности главы Екатеринбурга может растянуться надолго — как уже говорилось, он потребует проведения публичных слушаний, а ведь само это мероприятие может превратиться в большое политическое событие, на котором многие люди публично скажут о губернаторе всё, что они думают. Затем то же самое может повториться и в городской думе. Кроме того, дума может проголосовать и против изменений в Устав, и тогда поправки придется вносить через суд, а это затянет всю историю очень и очень надолго и сделает ее совсем уж некрасивым и неприятным для губернатора скандалом.
Помимо этого, в суд может обратиться и сам Ройзман. Как уже говорилось, к закону есть несколько вопросов, которые могут потребовать разрешения в судебном порядке. Впрочем, надежды на то, что суды решатся отменить областной закон, не так уж и много — российская судебная система редко способна на такое.
Помимо юридической судьбы у нового закона может быть и политическая: Ройзман по-прежнему пользуется любовью многих горожан, и наверняка найдутся те, кто решит публично поддержать его и, например, выйти на митинг в его защиту. Вот только вчера был принят еще один областной закон, по которому согласовывать митинги в Екатеринбурге должна не администрация города, а областные власти. Согласует ли администрация губернатора митинг в поддержку Ройзмана? Ответ, кажется, понятен.
И еще один момент. Уроженец Уралмаша Ройзман — не тот человек, который просто так будет переносить унижение. После предыдущей атаки Куйвашева на себя он избрался главой города, хотя, по его собственным словам, не хотел делать этого. Новая атака может спровоцировать его на ответные действия. Выборы губернатора Свердловской области должны пройти в 2017 году.
Алексей Шабуров
Законодательное собрание Свердловской области в первом чтении приняло закон, который запрещает главе Екатеринбурга Евгению Ройзману называться главой города. Вместо этого высшее должностное лицо...
13.07.2015, 17:04Переименование должности главы Екатеринбурга в «председателя думы» противоречит федеральному закону о местном самоуправлении. Такую точку зрения высказал председатель избирательной комиссии...
09.07.2015, 16:02Комитет Заксобрания Свердловской области рекомендовал принять закон об упразднении должности главы Екатеринбурга. Вместо этого высшему должностному лицу города предлагается именоваться председателем...
02.07.2015, 12:43В Законодательное собрание Свердловской области внесен закон, который запретит Евгению Ройзману официально называть себя главой Екатеринбурга. Вместо этого ему предложат довольствоваться титулом...
21.05.2014, 11:26Муниципальная реформа, принятая Госдумой, никак не скажется на работе главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана и депутатов городской думы. Закон позволяет им доработать до конца пятилетнего срока. Как...
Депутат Госдумы после визита к тарологу предложил запретить рекламу гаданий на картах
07.11.2024Большинство россиян выступило против налога на бездетность
03.10.2024Полпред-солдат: что ждать Уралу от Артема Жоги
25.09.2024Помощник Путина призвал сократить срок обучения в школах
19.09.2024Минпросвещения посоветовало родителям следить за покупками детей в интернете
В России утвердили ГОСТ на применение искусственного интеллекта в медицине
31.10.2024Конституционный суд отменил сроки давности по антикоррупционным искам
01.11.2024В Свердловской области повысят транспортный налог и отменят льготу для маломощных автомобилей
30.10.2024«Госуслуги» предложили перейти россиянам с Gmail на почту VK
08.11.2024Путин предрек человечеству 20 сложных лет