В Екатеринбург неожиданно вернулось эхо прошлогодних религиозно-политических событий. Как и бывает в таких случаях, повтор оказался с элементами фарса. Тем более что новые скандалы оказались связаны с еще одной излюбленной екатеринбургской темой — уличным искусством.
Протест как реклама
Первый скандал случился в субботу, 1 августа 2020 года. В том самом сквере у Драмтеатра появился необычный объект, стилизованный под падающий забор и сопровождавшийся надписью «Скажи это делом». Отсылка к прошлогодним протестам против строительства собора святой Екатерины была очевидной.
Фото из Facebook Яны Ганник
Но то, что сначала показалось интересным арт-объектом, на деле оказалось рекламой банка «Точка» — именно они поставили в сквере забор-скамейку, о чем и объявили почти сразу. В тот же день власти убрали объект из сквера, чему «Точка» публично возмутилась.
Рекламную акцию банка в городе восприняли неоднозначно. Были те, кто восхитился рекламой, выдающей себя за арт, да еще и с протестным подтекстом. Но было и немало тех, кому такая акция показалась как минимум неуместной.
Возражения против рекламы «Точки» носили как теоретический, так и сугубо практический характер. Например, далеко не всем понравилось, что банк, по сути, пытается использовать прошлогодний протест в своих коммерческих целях. Ведь реклама — это всегда реклама, то есть просто бизнес, а мимикрия под арт и попытки поперемигиваться с активным городским сообществом — не более чем удачный пиар-ход. Дошло даже до того, что «Точку» сравнили с миллиардерами-меценатами, которые пытались построить в сквере храм. В самом деле, в обоих случаях сквер оказался площадкой для реализации своих интересов коммерческими структурами. Вопрос лишь в стилистике: у одних это религия и традиционализм, у других — модное современное искусство.
Второе возражение касалось того, что вообще-то «Точка» испортила газон в сквере — точно так же, как его испортил прошлогодний снесенный забор. И сделано это опять же было не ради высокого искусства или гражданских идеалов, а просто ради рекламы.
Как бы то ни было, кейс «Точки» — хороший повод порассуждать о том, насколько Екатеринбург готов работать со своей недавней историей; насколько острый, но вроде бы удачно завершенный конфликт продолжает влиять на общественную повестку и на городскую идентичность. С одной стороны, желание рекламщиков поиграть на этой теме говорит нам, что сквер занял свое важное место в сознании горожан. Но с другой — если мы позволяем использовать это в коммерческих целях (а кто-то даже одобряет), не значит ли это, что история сквера уже отжила свое и готова в буквальном смысле выйти в тираж?
Покрас возвращается
Со «скверной» темой вольно или невольно рифмуется второй громкий конфликт прошлого года — скандал вокруг работы Покраса Лампаса на площади Первой пятилетки. Здесь тоже произошло столкновение религии и секулярного модерна, визуально воплощенного в стилизации под Малевича.
Казалось бы, тот конфликт тоже удачно разрешился: Покрас Лампас изменил свою работу, убрал крест, успокоив православных активистов.
Но внезапно, всего через два дня после истории с рекламой «Точки», и эта история получила вторую жизнь. Покрас Лампас объявил, что приедет в Екатеринбург с новым проектом. Но самое главное, он заявил, что при переделке работы год назад спрятал в нее политический смысл.
Убрав крест, художник зашифровал в росписи новую цитату: «Товарищ, помни: Цензура не должна влиять на искусство».![]()
Скриншот записи Покраса Лампаса в Instagram
«О новом тексте не знал никто — ни медиа, ни Стенограффия, только круг очень близких друзей. И в итоге было очень интересно видеть дискуссию о работе, и ни одной попытки декодировать текст», — заявил Покрас Лампас.
То есть художник таким образом потроллил и православных, и в первую очередь организаторов «Стенограффии», которые ничего не знали про новую цитату и не разглядели ее. Фестиваль, таким образом, не только угодил в неприятный скандал и потерял спонсоров, но теперь еще и год спустя оказался в самом глупом положении.
Для самого Покраса Лампаса екатеринбургская история, без сомнения, стала мощной пиар-кампанией — его имя год назад попало во все СМИ. Теперь он возвращается в Екатеринбург победителем, который может посмеиваться и над прошлыми заказчиками, и над недалекими (в его представлении) горожанами. И неслучайно, что он будет в этом году участвовать в «партизанском» фестивале «Карт-бланш», а не в провластной «Стенограффии».
Что объединяет две эти истории? Во-первых, связь с религиозной сферой. В сквере протестовали против храма, в случае с Покрасом протестовали уже сами верующие. Год спустя фронт религиозных событий переместился из центра Екатеринбурга в Среднеуральский монастырь, но все равно: город, похоже, обречен еще долго вести религиозные дискуссии с самыми необычными последствиями.
Во-вторых, в обоих случаях речь идет об уличном искусстве. У «Точки» арт-объект оказался рекламой, у Покраса Лампаса — скрытым политическим заявлением, шпилькой в адрес власти и церкви. И все это происходит в Екатеринбурге, который неофициально претендовал на звание столицы российского стрит-арта.
И тут самое время задать вопрос, насколько обоснованы были эти амбиции и нужны ли они вообще? «Чистый» стрит-арт, похоже, на нашей почве вообще невозможен — он все время норовит уйти то в коммерцию, то в политику, а это неизбежно заканчивается не самыми приятными скандалами, которые город переживает с каждым разом все болезненнее.
«Политсовет»
Художник Покрас Лампас, в прошлом году оказавшийся в центре громкого скандала из-за своей работы в Екатеринбурге, возвращается в столицу Урала с новым проектом. Как заявил сам художник, он будет...
09.10.2019, 13:56
Британский журнал The Economist посвятил статью событиям вокруг «супрематического креста» Покраса Лампаса в Екатеринбурге. Авторы материала делают акцент на том, как в этом случае удалось разрешить...
07.10.2019, 09:18Художник Покрас Лампас восстановил свою работу на площади Первой пятилетки на Уралмаше. Восстанавливать арт-объект художник приехал в субботу, 5 октября 2019 года. На это ушел почти весь день. К...
20.08.2019, 17:16Перед восстановлением работы Покраса Лампаса на площади Первой пятилетки в Екатеринбурге рабочие все-таки заасфальтируют дорожку, из-за которой работа едва не была уничтожена. Накануне художник...
19.08.2019, 17:57
Супрематический крест с цитатой из манифеста художника Казимира Малевича на Уралмаше, возможно, восстановят в конце августа-сентябре. Об этом его автор — известный уличный художник Покрас Лампас...
Вертикальнее некуда: губернатор берет в свои руки избрание мэров в Свердловской области
15.09.2025Все только начинается: выборы губернатора оживили политику в Свердловской области
10.09.2025Нейросети на выборах: от кринжа до незаменимого инструмента
02.09.2025Половина россиян не смогла вспомнить успехов страны
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
Свердловское правительство будет охранять грибы
01.10.2025В Свердловской области умер известный священник
10.10.2025Росприроднадзор выявил нарушения природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем владельцу «ФОРЭСа»
24.10.2025Свердловчан призвали сообщать о беспилотниках
17.10.2025Родители екатеринбуржских зацеперов одобряют их досуг