Российские власти ведут ускоренную подготовку к изменению Конституции. Важной частью этой процедуры должно стать общероссийское голосование. И оно же сулит самую большую проблему. Голосование никак не вписывается в действующее законодательство, и выхода из этого тупика не видно.
Дело в том, что Конституцию нельзя изменить произвольно, никаких экспромтов и импровизаций тут не предусмотрено. Еще в 1998 году был принят закон, который четко устанавливает, как могут быть приняты поправки к главам 3-8 Основного закона страны. Именно эти главы сейчас хотят менять по инициативе Владимира Путина.
Итак, процедура вкратце такова. Сначала закон о поправке вносится в Госдуму, где проходит три чтения. Он должен быть принят конституционным большинством — то есть двумя третями от общего числа депутатов.
После голосования в Госдуме закон поступает в Совет Федерации, где его также должно одобрить две трети сенаторов. После этого председатель Совета Федерации отправляет закон в регионы. У региональных заксобраний есть целый год на рассмотрение поправок.
Когда все регионы проголосовали, Совет Федерации собирает результаты и подводит итог. Если поправки одобрило две трети регионов, поправки считаются принятыми. Дальше остаются только формальности: семь дней на то, чтобы направить закон президенту, и еще 14 дней, чтобы президент подписал его. Самое главное тут в том, что президент не может отклонить закон — он обязан его подписать и опубликовать.
Так все могло бы быть и в этот раз. Разумеется, никто бы не стал ждать целый год. Вся процедура заняла бы от силы два месяца — нет сомнений в том, что регионы одобрили бы поправки максимально быстро, недели за две.
Но президент Путин по какой-то причине решил провести еще и «общероссийское голосование». Законом это не предусмотрено, и уже сразу очевидно, что результаты такого голосования могли бы носить только рекомендательный, а не обязательный характер.
Но пусть так, пусть власти захотели организовать некое общественное голосование, чтобы узнать мнение людей о поправках. Тогда, наверное, следовало бы провести такое голосование еще до рассмотрения в Госдуме. В этом случае депутаты могли бы спокойно голосовать, опираясь на результаты этого голосования.
Однако в нашем случае все пошло по-другому. Законопроект был внесен в Госдуму в кратчайшие сроки и уже принят в первом чтении. Второе чтение состоится уже через две недели. Потом так же быстро всё рассмотрит и Совет Федерации. Понятно, что никакое общероссийское голосование тут уже не провести.
Получается, что единственный допустимый вариант — устроить голосование после одобрения в Совете Федерации, но до рассмотрения поправок в регионах. Тем более что там заложен целый год на рассмотрение.
Ни в какой другой момент голосование провести уже будет нельзя. После того, как за поправки проголосуют регионы, они будут считаться одобренными. И если даже представить, что народ в этот момент проголосует «против», президент уже не сможет наложить свое вето.
Итак, получается, что голосование надо проводить перед тем, как закон уйдет в регионы. Но и здесь есть одна большая проблема.
Проблема эта в том, что законных оснований для проведения голосования нет. То есть тот же Центризбирком не может просто так взять и устроить какое-то общественное голосование. Это просто не прописано ни в одном законе, и ЦИК совершит незаконные действия, если начнет делать это. Но ни у кого другого ресурсов на организацию такого масштабного голосования нет.
Единственный документ, который вообще предусматривает проведение такого голосования, — это тот самый законопроект о поправках, внесенный президентом.
«Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» выносится на общероссийское голосование», — гласит вторая статья этого закона. Как можно заметить, всё сформулировано предельно неконкретно. Как должно проходить голосование, когда, есть ли порог явки и сколько участников должно поддержать проект — все это остается неопределенным.
Главная же коллизия в том, что это просто проект, он не принят и не вступил в силу. То есть юридические основания для проведения голосования наступят только тогда, когда этот закон вступит в силу. Но тогда пропадет весь смысл проводить голосование, ведь поправки-то будут уже приняты!
Исходя из того, что происходит сейчас, общероссийское голосование будет либо фиктивным, либо незаконным.
В принципе, этой ситуации можно было бы избежать. Для этого сначала нужно было принять закон или хотя бы указ президента о проведении голосования, создать для него правовую основу. И только затем вносить проект поправок и рассматривать его в Госдуме.
Но по какой-то причине власть этого не сделала. Такая небрежность может объясняться невероятной спешкой, которую мы видим сейчас. Куда и зачем спешить — вопрос отдельный, и ответа на него нет. Но такая чрезвычайность не может не настораживать.
Есть и еще одно, более философское, объяснение. Оно сводится к тому, что в данном случае противоречие законам — это не недостаток, а особенность. «Не баг, а фича», как гласит известный мем. То есть важно продемонстрировать именно то, что воля президента важнее любых законов. И если Путин сказал провести голосование, то оно будет проведено, даже если ни один закон этого не предусматривает. Голосование станет фиксацией этого факта: воля Путина выше закона. А содержание поправок в этом случае не так уж и важно.
Алексей Шабуров
Голосование по поправкам к Конституции может пройти уже 12 апреля 2020 года. До этого поправки утвердят Госдума и Совет Федерации. О сроках проведения голосования пишет РБК со ссылкой на источники,...
16.01.2020, 18:03Общенародное голосование по поправкам к Конституции может пройти уже в ближайшие три месяца. Как сообщает ТАСС, такие сроки неофициально называют в Совете Федерации. «До 1 мая пройдет...
26.09.2018, 18:02Партия ЛДПР выступила с заявлением, в котором опровергла голосование за поправки к пенсионной реформе, предложенные президентом Владимиром Путиным. Ранее появилась информация о том, что поправки...
10.02.2017, 10:48Государственная дума продолжает менять принципы своей работы. Так, парламент намерен отказаться от практики голосования за все законы в специально отведенное для этого время. Поправки в собственный...
11.11.2016, 17:39В Государственную думу внесен законопроект, запрещающий использование открепительных удостоверений на выборах. Кроме того, предлагается отменить досрочное голосование и голосование на дому. ...
В Свердловской области обнаружили 2 тонны сомнительного масла
07.08.2025Партию «Яблоко» не пустили ни на одни региональные выборы
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
25.08.2025В Свердловской области начались поквартирные обходы избирателей
21.08.2025Внук Зюганова стал заместителем министра