Начавшаяся предвыборная кампания в Екатеринбурге с каждой неделей наполняется всё большим количеством событий и информационных поводов, за которыми не всегда можно увидеть реальное содержание. Шумное информационное противостояние «города» и «области», невнятная кампания вице-мэра Александра Высокинского, отсутствие осмысленных действий со стороны других кандидатов — все это активно обсуждается в политическом пространстве, но пока не подвергается детальному анализу. Между тем внимательное изучение происходящих событий позволяет понять, каким образом намерена выстраивать свою кампанию екатеринбургская мэрия, и что сможет или не сможет сделать в ответ областная администрация. Исходя из этого, уже сейчас можно предсказать, что ставка на этих выборах будет сделана на мобилизационные методы работы.
Если судить о кампании только по публикациям в СМИ и обсуждениям в соцсетях, то может показаться, что дела у администрации Екатеринбурга совсем плохи: в информационном пространстве она терпит неудачу за неудачей, проигрывая областным властям по всем статьям. Скандал с уборкой улиц, скандал с «Лексусами», скандал с краснознаменной группой — очевидно, что во всех этих случаях «город» проиграл, а «область» выиграла. Кажется, что среди тех, кто активно обсуждает эти темы, нет никого, кто хоть сколько-нибудь симпатизировал бы мэрии.
Однако влияние информационных побед и поражений не стоит переоценивать. Да, мэрия и её чиновники раз за разом выставляют себя не в лучшем свете, их не поддерживает средний класс, многие активные горожане давно устали от нынешнего «серого дома». Но все эти доводы в итоге могут оказаться бессильными, если администрации удастся придать кампании мобилизационный характер — то есть, привести на избирательные участки тех, кому все равно, кто выиграет выборы, но кем легко манипулировать.
Электорат
За всеми медиавойнами, конфликтами и скандалами уходит на второй или даже на третий план главный вопрос — каким будет электорат, кто в итоге решит исход выборов? Будут ли это те, кто смеется в «Твиттере» над Высокинским, будут ли это те, кто разбирается в тонкостях аппаратных интриг между мэрией или администрацией губернатора? Судя по тому, как протекает кампания, велика вероятность того, что результат будут определять совсем не они, а те избиратели, кто не читает «Интернетов» и, скорее всего, не знаком с фамилиями Куйвашева, Тунгусова и Багарякова. Во всяком случае, именно на них и будет делать ставку мэрия.
Задача «города» на самом деле не так сложна (и администрация уже не раз с успехом эту задачу решала). Для победы мэрии нужно сделать две вещи: во-первых, максимально снизить явку, а во-вторых, мобилизовать весь социально-дезориентированный и подконтрольный себе электорат. Снизить явку очень просто: для этого нужно сделать выборы грязными, шумными, невнятными и непривлекательными, отпугнуть от них думающих и критически мыслящих людей. Другими словами, нужно добиться того, чтобы на выборы не пошел продвинутый электорат, который и не доволен администрацией больше всего. Такая технология снижения явки уже была опробована в прошлом году в нескольких городах — достаточно вспомнить Омск, в котором на выборы мэра пришло только 17% избирателей.
Вторая задача, в отличие от первой, лежит не в информационной, а в административной плоскости: нужно любым способом привести на избирательные участки определенное количество человек, которые проголосуют за нужного кандидата. В условиях низкой явки можно добиться того, что именно этот электорат и определит исход выборов, причем это не потребует от администрации каких-то фантастических усилий. В среднем в одном округе Екатеринбурга зарегистрировано 60 тысяч избирателей. Если явка будет минимальной и составит 15%, то это значит, что всего на избирательные участки в округе придет 9 тысяч человек. Таким образом, для победы кандидату-одномандатнику нужно будет набрать всего 5 тысяч голосов.
Из кого будут складываться эти 5 тысяч? Во-первых, из бюджетников, чиновников, работников управляющих компаний и других структур, которые находятся в прямом или косвенном подчинении мэрии и администраций районов. Этот электорат — верная и надежная опора городской власти, и никакими информационными методами перевербовать его не получится. Руководители учреждений могут писать какие угодно отчеты в областные министерства, но голосовать все равно будут в соответствии с установками «города». Этот сектор электората ни «область», ни тем более другие политические силы не контролируют.
Вторая группа, на которую делает ставку мэрия — это наиболее обездоленные и уязвимые социальные слои: одинокие пенсионеры, инвалиды, неблагополучные семьи. Это те, кому все равно, за кого голосовать, и кого надо просто привести на участки. Списки таких людей, как правило, составляет районное управление соцзащиты, затем они передаются в избирательный штаб выдвинутого мэрией кандидата, и потом по ним проводится обход агитаторов. Пенсионерам дарят продуктовые наборы «от совета ветеранов» с непременной агитационной газетой в придачу, обещают дополнительные выплаты — и на избирательном участке те голосуют «как нужно».
Кандидаты
Если задача по привлечению в каждом округе примерно пяти тысяч лояльных человек будет выполнена, то большая часть проблем с выборами для мэрии решится. Пусть в каких-то округах явка будет выше, пусть где-то появится сильный кандидат от независимых партий или даже самовыдвиженец — всё это вряд ли пошатнет устои нынешней системы. Скорее всего, кандидаты от мэрии смогут победить в 14—15 округах из 18. Это произойдет хотя бы потому, что сами округа нарезались городской администрацией в своих интересах, и, вероятно, вся подготовительная работа была проведена уже тогда, осенью, во время нарезки.
Чтобы полностью контролировать думу, администрации надо иметь в своем активе 25 депутатов из 36-и. То есть, к 15 одномандатникам надо добавить 10 депутатов, прошедших по партийным спискам. Скорее всего, десяти мандатов не будет даже у «Единой России» — при том, что часть единороссов почти наверняка будет сторонниками областной команды. Учитывая, что с принятием новой избирательной системы влиять на распределение мандатов внутри списка стало практически невозможно, городской администрации было бы намного проще договориться с несколькими другими, формально оппозиционными партиями, и провести своих кандидатов через их первые тройки.
Здесь у мэрии также есть преимущество перед «областью». Администрация губернатора в работе с партиями лишена пространства для маневра. Фактически губернаторская команда вынуждена работать только с «Единой Россией» (как вариант — с ОНФ) и не может наладить полноценных отношений с другими партиями. А если и попытается установить такие связи, то, скорее всего, нарвется на окрик из Москвы. Мэрии в этом плане намного проще: жестких обязательств перед «Единой Россией» у неё нет, и она легко может работать практически с кем угодно.
Еще одним существенным недостатком «области» является отсутствие у неё своего пула кандидатов — причем речь идет не только о претендентах на пост мэра, но и кандидатах в депутаты. У возможных кандидатов, которым область может предложить выдвижение, попросту нет мотивации: стоимость кампании оценивается в миллионы рублей, однако даже победа вряд ли окупит эти вложения — сам по себе пост депутата гордумы малозначителен, и один депутат практически не может решить каких-то важных для себя вопросов. В то же время мотивацию кандидатов от «серого дома» понять легко — им как раз есть что терять, и большинство из них заинтересовано в сохранении статус-кво.
В этих условиях администрации губернатора, скорее всего, также придется прибегать к мобилизационному ресурсу — но мобилизовать придется не только избирателей, но и самих кандидатов. Весьма вероятно, что ближе к выборам появится целая группа кандидатов, связанных либо с областными бюджетными учреждениями, либо с близкими к ним бизнес-структурами. Впрочем, эффективность таких кандидатов вызывает серьезные сомнения.
Информационный шум
Попытка провести выборы по мобилизационному сценарию объясняет тот характер информационной кампании, которая так удивляет экспертов и просто интересующихся политикой горожан. При такой стратегии всем медийным скандалам отводится только одна роль — быть шумовой завесой, информационным прикрытием реальной подготовки к выборам.
Этот шум позволяет, во-первых, втянуть ту же губернаторскую администрацию в череду скандалов, заставить тратить время и силы на множество внешне эффектных, но малоэффективных действий, которые в итоге никак не скажутся на результате выборов.
Во-вторых, такая медиаактивность дезориентирует и потенциального избирателя, которого власть пытается отговорить от участия в выборах. Чем больше нелепых поступков совершают кандидаты, чем большими скандалами сопровождаются их кампании, тем меньше вдумчивых избирателей придут на участки — это хорошо видно на примере того же Омска, Химок, Красноярска. Бессодержательность и скандальность кампании, как правило, всегда говорит о том, что власть выбрала именно мобилизационный сценарий.
Избиратель может противостоять этому сценарию только одним способом: прийти на выборы. А вот кандидатам, которые хотят переломить эту ситуацию, нужно начинать действовать уже сейчас: ведь необходимо будет не только предложить электорату свою повестку, но и преодолеть весь тот информационный шум, который с нарастающей силой издает власть.
Вопрос о досрочных выборах губернатора Свердловской области до сих пор не снят. Судя по многочисленным «сливам», эта идея по-прежнему рассматривается и в администрации губернатора Евгения Куйвашева....
Предвыборные битвы в Екатеринбурге за семь месяцев до непосредственной даты голосования перешли в активную стадию. Пока мэрия навязчиво «раскручивает» своего кандидата на пост главы города Александра...
14 октября в Свердловской области прошли муниципальные выборы. 14 городов выбирали себе мэров, еще 4 — депутатов городских дум. Предварительные итоги уже подведены, и полученные цифры говорят об...
Начало отопительного сезона в Свердловской области выявило странную особенность: едва ли не больше всего проблем с подачей тепла было в тех городах, где 14 октября должны состояться муниципальные...
4 августа в Нижнем Тагиле официально началось выдвижение кандидатов в мэры города. В самом городе все спокойно, никакого ажиотажа среди уставших от политики жителей нет. Однако областная власть для...
Нейросети на выборах: от кринжа до незаменимого инструмента
02.09.2025Половина россиян не смогла вспомнить успехов страны
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
23.07.2025В России введут круглогодичный призыв в армию
22.07.2025Госдума приняла закон о штрафах за поиск экстремистских материалов
В Свердловской области обнаружили 2 тонны сомнительного масла
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
25.08.2025В Свердловской области начались поквартирные обходы избирателей
21.08.2025Внук Зюганова стал заместителем министра
29.08.2025В России утвердили правила маркировки звонков от компаний