17.09.2002, 11:35

Кремль внедряет новую модель

Последние инициативы Александра Вешнякова, связанные с совмещением региональных и федеральных выборов некоторые наблюдатели соотносят с развитием тенденции ущемления возможностей местной элиты по манипуляции региональными выборами. Возможно, заявление Вешнякова готовит некий новый этап этого процесса, логически продолжающий майские поправки к избирательному законодательству.

Принятие в мае 2002 года Государственной думой новой редакции федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» стало важной вехой в дальнейшем складывании отношений Центра и регионов. Поправки в этот закон провели новую ограничительную линию вокруг региональных лидеров. Федеральная власть зачастую не в состоянии эффективно повлиять на действия губернаторов, в связи с чем стремится вывести из-под их контроля как можно большее количество властных институтов (тем самым, сокращая властную базу региональных политических режимов).

Основным изменением является введение обязательной смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов при выборах местной законодательной власти. Эта поправка откроет широкую дверь федеральным партиям (прежде всего «Единой России») в региональные парламенты, распространив на уровень субъектов опыт смешанной системы, существующей с 1993 г. в федеральной политике. В результате влияние российских партий на ситуацию в регионах возрастет, а вместе с ним и возможности воздействия на нее со стороны Кремля (администрация президента уже более полутора лет эффективно контролирует партийное поле на федеральном уровне). Таким образом, региональные режимы будут более плотно интегрированы в единую российскую политическую систему, перестав быть автономными и самодостаточными.

Важным последствием введения обязательной пропорциональной системы в региональных выборах может стать рост авторитета и политической роли председателей законодательных собраний. Сегодня они, потеряв статус членов СФ, полностью ушли из федеральной политики и вынуждены, как правило, ассистировать губернаторам. После принятия поправок у них может появиться шанс из маломощных статистов превратиться в ключевых игроков региональной политической сцены, жестко включенных в общероссийский расклад через членство в одной из федеральных партий. Кремль предвидит рост влияния руководителей региональных парламентов, чем объясняется, в частности, создание на прошлой неделе Совета законодателей при президенте РФ.

Второй ключевой момент в предложениях центристов - введение обязательной двухтуровой системы голосования на губернаторских выборах. Эта новация является серьезным ударом по позициям многих региональных лидеров. Слабый, неэффективный и непопулярный губернатор при однотуровой системе в большинстве случаев выигрывает просто за счет своей заведомо высокой известности (достаточно вспомнить опыт Юрия Лодкина в Брянской области или Александра Волкова в Удмуртии), но при двух турах шансов у него практически нет.

Принятие этих инициатив – введение двухтуровой системы на губернаторских выборах и смешанных выборов в региональные парламенты - станет вторым, после законов 2000 года, этапом преобразования власти в регионах. Если удаление губернаторов из Совета Федерации и назначение полпредов как «надзирателей» за происходящим на местах поставило под угрозу всевластие губернаторов «у себя дома», то региональная экспансия общероссийских партий и установление общенациональных правил губернаторских выборов призваны ликвидировать саму возможность обособления не прозрачных для Центра «удельных княжеств». Таким образом, Кремль решает не только конъюнктурную проблему подавления возможных соперников – губернаторов, но и создает условия для реализации масштабного модернизационного проекта, озвученного Владимиром Путиным в его Послании Федеральному собранию на 2002 г.

Из прочих поправок основная масса посвящена «латанию дыр», которые заметны в существующем избирательном законодательстве.<

Похожие новости по теме
28.11.2008, 11:51

«Правое дело» может не успеть к выборам

Недавно презентованный либеральный проект Кремля, партия «Правое дело», может остаться за бортом региональных выборов, намеченных на 1 марта. Такое предположение высказывает руководитель региональных...

29.05.2003, 14:04

ЦИК поможет регионам

Вчера на очередном заседании коллегии ЦИК РФ принял ряд постановлений, которые призваны облегчить работу избирательных комиссий разных уровней в российских субъектах. В частности, коллегией был...

17.10.2002, 07:34

И волки сыты, и овцы целы

Как и ожидалось, скандалы на выборах в Красноярском крае и Нижнем Новгороде дали новый импульс для дискуссии о необходимости пересмотра процедуры выборов глав российских регионов. Губернатор...

09.09.2002, 10:31

Центр и губернаторы разделят победу ?

Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков считает, что было бы целесообразно совместить выборы губернаторов, чьи полномочия истекают в 2003 году, с выборами в Госдуму, а выборы...

05.08.2002, 12:00

Путин и губернаторы

«Вы - коренник, мы - пристяжные». Именно так, обращаясь недавно к Владимиру Путину, квалифицировал характер отношений между президентом и региональными лидерами глава Татарстана Минтимер Шаймиев. В...


Мастрид
Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам