Последние инициативы Александра Вешнякова, связанные с совмещением региональных и федеральных выборов некоторые наблюдатели соотносят с развитием тенденции ущемления возможностей местной элиты по манипуляции региональными выборами. Возможно, заявление Вешнякова готовит некий новый этап этого процесса, логически продолжающий майские поправки к избирательному законодательству.
Принятие в мае 2002 года Государственной думой новой редакции федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» стало важной вехой в дальнейшем складывании отношений Центра и регионов. Поправки в этот закон провели новую ограничительную линию вокруг региональных лидеров. Федеральная власть зачастую не в состоянии эффективно повлиять на действия губернаторов, в связи с чем стремится вывести из-под их контроля как можно большее количество властных институтов (тем самым, сокращая властную базу региональных политических режимов).
Основным изменением является введение обязательной смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов при выборах местной законодательной власти. Эта поправка откроет широкую дверь федеральным партиям (прежде всего «Единой России») в региональные парламенты, распространив на уровень субъектов опыт смешанной системы, существующей с 1993 г. в федеральной политике. В результате влияние российских партий на ситуацию в регионах возрастет, а вместе с ним и возможности воздействия на нее со стороны Кремля (администрация президента уже более полутора лет эффективно контролирует партийное поле на федеральном уровне). Таким образом, региональные режимы будут более плотно интегрированы в единую российскую политическую систему, перестав быть автономными и самодостаточными.
Важным последствием введения обязательной пропорциональной системы в региональных выборах может стать рост авторитета и политической роли председателей законодательных собраний. Сегодня они, потеряв статус членов СФ, полностью ушли из федеральной политики и вынуждены, как правило, ассистировать губернаторам. После принятия поправок у них может появиться шанс из маломощных статистов превратиться в ключевых игроков региональной политической сцены, жестко включенных в общероссийский расклад через членство в одной из федеральных партий. Кремль предвидит рост влияния руководителей региональных парламентов, чем объясняется, в частности, создание на прошлой неделе Совета законодателей при президенте РФ.
Второй ключевой момент в предложениях центристов - введение обязательной двухтуровой системы голосования на губернаторских выборах. Эта новация является серьезным ударом по позициям многих региональных лидеров. Слабый, неэффективный и непопулярный губернатор при однотуровой системе в большинстве случаев выигрывает просто за счет своей заведомо высокой известности (достаточно вспомнить опыт Юрия Лодкина в Брянской области или Александра Волкова в Удмуртии), но при двух турах шансов у него практически нет.
Принятие этих инициатив – введение двухтуровой системы на губернаторских выборах и смешанных выборов в региональные парламенты - станет вторым, после законов 2000 года, этапом преобразования власти в регионах. Если удаление губернаторов из Совета Федерации и назначение полпредов как «надзирателей» за происходящим на местах поставило под угрозу всевластие губернаторов «у себя дома», то региональная экспансия общероссийских партий и установление общенациональных правил губернаторских выборов призваны ликвидировать саму возможность обособления не прозрачных для Центра «удельных княжеств». Таким образом, Кремль решает не только конъюнктурную проблему подавления возможных соперников – губернаторов, но и создает условия для реализации масштабного модернизационного проекта, озвученного Владимиром Путиным в его Послании Федеральному собранию на 2002 г.
Из прочих поправок основная масса посвящена «латанию дыр», которые заметны в существующем избирательном законодательстве.<
Недавно презентованный либеральный проект Кремля, партия «Правое дело», может остаться за бортом региональных выборов, намеченных на 1 марта. Такое предположение высказывает руководитель региональных...
29.05.2003, 14:04Вчера на очередном заседании коллегии ЦИК РФ принял ряд постановлений, которые призваны облегчить работу избирательных комиссий разных уровней в российских субъектах. В частности, коллегией был...
17.10.2002, 07:34Как и ожидалось, скандалы на выборах в Красноярском крае и Нижнем Новгороде дали новый импульс для дискуссии о необходимости пересмотра процедуры выборов глав российских регионов. Губернатор...
09.09.2002, 10:31Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков считает, что было бы целесообразно совместить выборы губернаторов, чьи полномочия истекают в 2003 году, с выборами в Госдуму, а выборы...
05.08.2002, 12:00«Вы - коренник, мы - пристяжные». Именно так, обращаясь недавно к Владимиру Путину, квалифицировал характер отношений между президентом и региональными лидерами глава Татарстана Минтимер Шаймиев. В...
Вертикальнее некуда: губернатор берет в свои руки избрание мэров в Свердловской области
15.09.2025Все только начинается: выборы губернатора оживили политику в Свердловской области
10.09.2025Нейросети на выборах: от кринжа до незаменимого инструмента
02.09.2025Половина россиян не смогла вспомнить успехов страны
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
Свердловское правительство будет охранять грибы
01.10.2025В Свердловской области умер известный священник
10.10.2025Росприроднадзор выявил нарушения природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем владельцу «ФОРЭСа»
17.10.2025Родители екатеринбуржских зацеперов одобряют их досуг
10.10.2025В Екатеринбурге суд национализировал «Корпорацию СТС»