В Свердловской области можно подводить итоги выборов в Заксобрание. «Единая Россия» набрала чуть больше 40% голосов и обеспечила себе абсолютное большинство в региональном парламенте. Результаты «партии власти» традиционно расцениваются как показатель эффективности политического руководства региона. Учитывая полученные цифры, можно сказать, что тест пройден — но с неизбежными оговорками.
Победа
По данным на полдень 19 сентября, список «Единой России» в Заксобрание Свердловской области набрал 40,18% голосов. Ближайшие конкуренты — «Справедливая Россия» и ЛДПР — отстают в два с половиной раза и не дотягивают до 17%. Вкупе с результатами по одномандатным округам «Единая Россия» будет контролировать около 35 мест в Заксобрании.
Можно ли считать это успехом для «партии власти» на Урале? С одной стороны, да. Во-первых, ЕР преодолевает психологически важный барьер в 40%, и если результат до конца подсчета голосов не изменится, то цифру можно будет считать для единороссов как минимум «не стыдной».
Во-вторых, и это главное, партия улучшила свой результат по сравнению с предыдущими выборами в 2011 году. Тогда ЕР получила по спискам лишь около 33% голосов, и ее большинство в Заксобрании было не слишком уверенным: 28 депутатов из 50.
Несомненно, этот результат был обеспечен новой конфигурацией власти, сложившейся в Свердловской области с мая 2016 года. Тогда администрацию губернатора возглавил Владимир Тунгусов, и это означало, что прежде конфликтовавшие элитные группы теперь будут вместе работать на результат «Единой России». Так, собственно, и получилось. Если в начале года все ожидали, что кампания в Свердловской области будет конфликтной и грязной, то после мая сценарий изменился. Выборы в целом прошли спокойно и без эксцессов, и объединенная управленческая команда действительно работала на «Единую Россию».
Символом этого объединения стала общеобластная тройка, которую выдвинула ЕР: губернатор Евгений Куйвашев, сенатор Аркадий Чернецкий и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов. Сложно сказать, какой вклад в общий результат «Единой России» внесла тройка, но в любом случае она оказалась более представительной, чем на выборах в 2011 году, когда список ЕР возглавлял мало кому известный ректор УрГПУ Борис Игошев. Что можно точно сказать — так это то, что для областной элиты тройка точно была важным сигналом: было совершенно понятно, на кого нужно ориентироваться в предвыборной работе.
Так что если сравнивать электоральные успехи команды предыдущего губернатора Александра Мишарина в 2011 году и новой команды Евгения Куйвашева в 2016 году, то получается, что нынешние руководители области оказались более эффективными политическими менеджерами (как минимум в части достижения нужного результата).
Оговорка
Но у нынешнего результата «Единой России» есть и другая сторона, о которой тоже неизбежно будут говорить. Связана она с тем, что в Свердловской области ЕР вновь получила меньший процент, нежели по стране. По России «партия власти» набирает 54% голосов, то есть на 14% больше, чем в Свердловской области. На выборах в 2011 году отрыв составлял примерно 16%, то есть порядок цифр в целом сохранился, и преодолеть это отставание, очевидно, не удалось (неизвестно, впрочем, ставилась ли такая задача).
Скорее всего, отмахнуться от этого обстоятельства свердловским единороссам не получится, и это значит, что их ждет непростой «разбор полетов» — поиск того слабого звена, которое не позволило кардинально сократить отставание от федеральных результатов.
Поиск этот вряд ли будет долгим. Нетрудно заметить, что несмотря на обновление команды в администрации губернатора, в самой «Единой России» команда не поменялась. Это касается как партийного аппарата, так и собственно кандидатов, выставленных «партией власти» в Заксобрание.
Стоит вспомнить, что назначение Тунгусова в администрацию губернатора состоялось 19 мая, а уже 22 мая ЕР провела праймериз, по итогам которых и определился список кандидатов. Повлиять на этот список обновленная администрация кардинальным образом не могла. По сути, все изменения коснулись только исключения из списка таких одиозных личностей как Илья Гаффнер и Александр Новиков и формированием уже описанной тройки Куйвашев-Чернецкий-Носов.
Таким образом, пул кандидатов в Заксобрание был сформирован в совсем других политических условиях и для других целей. Трудно представить, каким был бы список, если бы праймериз состоялись на месяц позже — но совершенно точно, что он был бы иным. И, возможно, результат этого гипотетического списка был бы лучше.
Еще одна веская претензия может касаться работы самого областного отделения «Единой России». В начале июня многие ждали, что секретарь отделения Виктор Шептий и глава областного исполкома Иван Корякин лишатся своих постов, и во время выборов партией в Свердловской области будут управлять другие люди. Однако этого не произошло — было решено, что менять руководство отделения за три месяца до выборов не стоит, и Шептий с Корякиным сохранили свои посты. Судя по всему, это было не самое верное решение.
Вклад руководителей отделения в общий результат «Единой России» знакомые с ситуацией источники описывают как «минимальный». Шептий, не вошедший в общеобластную тройку и не выдвинутый в Госдуму, полностью сконцентрировался на своей кампании в Ирбитском одномандатном округе. По сути, весь партийный аппарат сосредоточился именно на этой кампании, уделяя ей непропорционально большое внимание по сравнению с остальной областью. То же самое говорят и про Корякина, который баллотировался по спискам в Алапаевском округе, но, по предварительным раскладам, так и не сможет получить желаемый мандат. В условиях, когда партийный аппарат фактически должен был стать «передаточным механизмом» между руководством области и организаторами выборов на местах, этот механизм фактически работал вхолостую.
Кроме того, некоторые кандидаты, баллотировавшиеся по области, тщательно скрывали свою партийную принадлежность, никак не афишируя свое выдвижение от «Единой России» и не агитируя избирателей голосовать за список партии. Опять же, трудно сказать, сколько процентов это отняло у «Единой России», но негативный эффект отрицать нельзя.
***
Выйдя из одной избирательной кампании, Свердловская область и ее руководство тут же входят в другую: в следующем году состоятся выборы губернатора. Вероятнее всего, по итогам завершившейся кампании следует ожидать дальнейшей оптимизации команды, особенно в ее партийной части.
«Политсовет»
Президент России Владимир Путин объявил о победе партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму. Председатель ЕР Дмитрий Медведев добавил, что партия получит абсолютное большинство мест в Госдуме. ...
02.08.2016, 10:31Партия «Единая Россия» планирует получить квалифицированное большинство в новом составе Заксобрания Свердловской области. В этом случае единороссы смогут полностью контролировать региональный...
01.07.2016, 15:01Партия «Единая Россия» назвала первую тройку кандидатов в партийном списке на выборы в Законодательное собрание Свердловской области. Как и ожидалось, список возглавят губернатор Евгений Куйвашев,...
Выборы губернатора Свердловской области пройдут в сентябре 2016 года. Нет, это не опечатка и не очередное гадание о досрочной губернаторской отставке. Номинально голосование за губернатора, скорее...
02.04.2015, 09:40Свердловский губернатор Евгений Куйвашев может возглавить список «Единой России» на выборах в Государственную думу в 2016 году. Эта кампания может быть частью операции по «мягкой отставке»...
Государственная дума ушла на зимние каникулы
24.12.2024Бывший уральский полпред попробовал шпроты, которыми отравились жительницы Екатеринбурга
20.12.2024Митрополит Тихон Шевкунов будет защищать диссертацию в МГУ
26.12.2024Роскомнадзор пообещал не штрафовать россиян за использование VPN
26.12.2024Екатеринбуржцы подают коллективный иск из-за отмены концерта Стаса Михайлова