Недостроенную телебашню в Екатеринбурге могут превратить в гигантский памятник святой Екатерине с крестом в руках. Звучит как дурацкая шутка, но это правда. Проект всерьез обсуждается членами команды губернатора Евгения Куйвашева. И пока город тихо недоумевает, власти могут быстро «протащить» проект. Если, конечно, они этого действительно хотят.
События и вправду развиваются стремительно. Еще в феврале Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области объявила конкурс на проект консервации телебашни. Все шло к тому, что башня еще как минимум пять лет простоит в нынешнем недостроенном виде.
Но уже в апреле по городу поползли слухи: представители губернаторской администрации начали переговоры о том, чтобы башню все-таки достроить, причем в новом проекте на вершине башни должна расположиться гигантская статуя святой Екатерины. Эта святая, жившая в IV веке в Александрии, пользуется особой любовью свердловских чиновников еще со времен губернатор Мишарина.
Слухи казались невероятными, но тем не менее они находили свое подтверждение. Стали известны и детали — источники сообщили, что к проекту имеет отношение депутат городской думы Екатеринбурга Константин Киселев (в прошлом соратник Евгения Ройзмана, а теперь скорее выразитель интересов губернатора). Киселев подтвердил, что хотел бы видеть на телебашне статую святой Екатерины.
И вот наконец достоянием общественности стал эскиз проекта — башню действительно должна венчать исполинская женская фигура с огромным крестом в руках. Она будет возвышаться над Екатеринбургом, и видеть ее можно будет практически из любой точки центра города.
Константин Киселев в «Фейсбуке» попытался пояснить, зачем над городом нужно водрузить святую.
«Екатеринбург имеет уникальную возможность получить памятник мирового уровня по символической наполненности. Святая в Екатеринбурге, где произошло одно из страшных убийств в истории. Символы граничности. Символы объединения. И т.д., и т.п. И более частные: самый высокий маяк, самый высокий постамент, самая высокая лестница, по которой можно подняться к памятнику, самый высокий маяк и т.д., и т.п. Это еще без анализа того, что может быть в самой башне. Все это можно проработать и доработать Я за проект. И каждый день, проходя мимо башни, я вижу на ней Святую Екатерину», — пишет депутат.
Впрочем, как мы понимаем, официальная версия может совсем не совпадать с реальными причинами, которые вызвали к жизни этот проект. Потому что для его реализации мало просто видеть на башне святую Екатерину, тут нужно что-то большее.
Во-первых, это действительно эпохальный проект, такого еще никто не предлагал. Он куда более невероятен, чем недавно обсуждавшийся храм-на-воде и уже тем более собор святой Екатерины, который хотели построить на площади Труда. С символической точки зрения поставить этот монумент — это заявление такого рода, для которого нужны очень веские основания. Поставить такой памятник — это значит утвердить свое доминирование над Екатеринбургом окончательно и бесповоротно. Персона, которая возьмет на себя за это ответственность, по сути, сделает заявку на историческое величие. Но много ли кто может всерьез претендовать на это?
Во-вторых, реконструкция башни в таком виде потребует огромных финансовых ресурсов, которых сейчас попросту нет — ни у области, ни тем более у города. Счет пойдет на миллиарды рублей, и если эти деньги вдруг найдутся (но откуда?), то сразу появится вопрос — а не лучше ли их потратить, скажем, на строительство новых станций метро? Для жителей города это будет намного полезнее, чем гигантская статуя женщины с крестом.
На эти вопросы ответа пока нет. И отсутствие ответов порождает сразу несколько версий, связанных с новым проектом реконструкции телебашни — от конспирологических до вполне прагматических и политических.
Версия первая. Золотая баба
Эта версия накануне в шутку обсуждалась в соцсетях. Было высказано предположение, что на самом деле под видом святой Екатерины на башне будет установлен идол Золотой бабы (Сорни-най) — женского божества коренных северных народов.
Поводом для такой версии стал тот факт, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев является уроженцем Ханты-Мансийского автономного округа, коренные жители которого почитают Сорни-най.
Все это, понятное дело, шутка, но где гарантия, что если памятник будет поставлен, в народе его не будут называть «Золотая баба»? И это будет не слишком уважительно по отношению к святой.
Версия вторая. Тайное общество святой Екатерины
Еще одна версия, которая тоже уводит нас в конспирологию, заключается в том, что областные чиновники состоят в некоем тайном «обществе святой Екатерины», цель которого — любыми средствами материально увековечить эту святую в Екатеринбурге. В самом деле, усилия и упорство чиновников трудно объяснить рационально: различные инициативы, связанные с Екатериной, появляются из недр областной администрации с завидной регулярностью. Еще на рубеже веков на площади Труда появилась часовня святой Екатерины, затем власти захотели поставить там большой храм имени этой святой, в этом году храм предлагалось воздвигнуть уже на глади городского пруда, а теперь вот появился проект с гигантской статуей.
И это при том, что православная культура в принципе не слишком тяготеет к монументальным изваяниям святых — это скорее присуще католической традиции. Конечно, памятники святым есть, но они редко становятся архитектурными доминантами и объектами поклонения. Так что местный чиновничий культ Екатерины выходит за рамки традиционных представлений о православной культуре. Возможно, мы действительно чего-то не знаем о тайных верованиях уральских бюрократов.
Версия третья. Деньги
Третья версия уже сугубо прагматическая. Российская жизнь учит нас, что когда появляется какой-то масштабный проект, надо всегда задавать вопрос — сколько он будет стоить и через кого пойдут эти деньги. Поскольку телебашня с недавних пор находится в областной собственности (ее купили за 500 миллионов рублей), то и заказчиком работ будет региональное правительство. Кто получит тендер на реконструкцию, остается только догадываться.
И здесь есть вот какой момент. Если речь идет об обычных строительных работах, то стоимость проекта в принципе легко просчитать — примерно понятно, сколько что должно стоить, а значит станет понятно и то, на сколько будет завышена цена (а ведь мало кто сомневается, что будет). Но в случае с памятником все сложнее. Памятник может стоить очень дорого — ведь помимо стоимости материалов и работ тут есть художественная и творческая составляющая, оценить которую объективно невозможно. Сумма в итоге может оказаться очень большой, но просто так сказать, что она будет завышенной, уже нельзя — сравнить-то не с чем. В общем, простор для различных финансовых схем открывается огромный, как сама статуя.
Версия четвертая. Статуи не будет
Вообще-то это первая мысль, которая приходит при взгляде на проект: «Такого не может быть, потому что не может быть никогда». В то, что такое можно построить сейчас в Екатеринбурге, верится с большим трудом, и кажется, что проект со статуей специально вброшен с какой-то целью. Но с какой?
Есть такая версия: башню действительно хотят реконструировать, потратив на нее много миллиардов рублей. Но как убедить общественность согласиться с таким вариантом, как избежать протестов и возмущений? Ответ прост: предложить совсем уже невероятный и неприемлемый проект. Например, мы предлагаем сделать башню «Глобальный маяк», но понимаем, что горожане примут это в штыки, поскольку тратить на это деньги в кризис нецелесообразно (но очень хочется). Тогда мы предлагаем на вершине маяка поставить гигантскую Екатерину. Горожане возмущаются, негодуют, страсти бурлят. И в этом момент авторы говорят: ладно, Екатерины не будет, будет просто маяк. И все успокаиваются, и маяк уже сам по себе никого не возмущает. Пусть маяк, лишь бы без Екатерины.
Впрочем, реализация такой многоходовки требует определенного политического мастерства и тактического умения — и есть некоторые сомнения в том, что губернатор Куйвашев и его ближайшее окружение обладают такими талантами.
Версия пятая. Диверсия против губернатора
Наконец, есть и сугубо политическая версия. Она сводится к тому, что проект со статуей придумали враги губернатора. Согласно этой версии, они намерены вложить в уста Евгения Куйвашева проект, который неминуемо разозлит жителей Екатеринбурга и настроит против Куйвашева даже тех, кто раньше относился к нему лояльно. Зная сложные хитросплетения различных кланов и группировок внутри администрации губернатора, отбрасывать такую версию тоже нельзя.
Единственное, во что не хочется верить — так это в то, что кто-то искренне желает, чтобы над Екатеринбургом возвышалась гигантская женщина с крестом. Современный Екатеринбург — он же совсем не про это, правда ведь?
Алексей Шабуров
Судьба недостроенной екатеринбургской телебашни, кажется, вот-вот решится. По самому свежему проекту, который уже лежит на столе у губернатора, на вершине башни установят гигантскую статую святой...
Власти Свердловской области официально заявили о том, что на данный момент не планируют восстанавливать храм святой Екатерины на площади Труда в Екатеринбурге. На восстановлении этого храма уже...
Восстановление собора святой Екатерины на площади Труда в Екатеринбурге может начаться в 2017 году. Во всяком случае, такие сроки закладывают власти Свердловской области и УГМК, которая хочет...
16.03.2012, 10:02Екатеринбургская епархия проявляет завидное упрямство и все-таки строит храм святой Екатерины — правда, пока не в Екатеринбурге, а в соседнем Первоуральске. Но построить аналогичный храм в уральской...
22.11.2010, 13:07Мощи святой Екатерины доставят в Екатеринбург — но не из Египта, а из Греции — в честь дня этой святой, который отмечается 7 декабря, передает «Интерфакс». «Мощи святой Екатерины, покровительницы...
В Свердловской области обнаружили 2 тонны сомнительного масла
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
25.08.2025В Свердловской области начались поквартирные обходы избирателей
21.08.2025Внук Зюганова стал заместителем министра
29.08.2025В России утвердили правила маркировки звонков от компаний