Борьба с коронавирусом в России неожиданно перешла в религиозную плоскость и впервые за долгие годы обострила отношения между государством и Русской православной церковью. Если на центральном уровне противостояние вроде бы сошло на нет (или перешло в скрытую форму), то в некоторых регионах оно, наоборот, усилилось.
Главный вопрос, который стали обсуждать еще в марте, касался закрытия храмов. В стране запрещены все массовые мероприятия, но на церковные службы этот запрет не распространяется. Хотя все понимают, что в храмы чаще других ходят пожилые люди — как раз те, кто находится в группе риска по заражению коронавирусом. И, поскольку приближается Пасха (ее РПЦ отмечает в этом году 19 апреля), вопрос обостряется с каждым днем.
Фото с сайта Екатеринбургской епархии РПЦ
В странах Европы вопрос о закрытии храмов решился очень быстро — они были закрыты не только в католических странах, но даже, например, в православной Греции. Как показала практика, даже этот факт можно использовать на пользу церкви — репортажи с одиноких служб папы римского Франциска стали эффектным пиар-ходом и наверняка добавили понтифику популярности.
В России все оказалось не столь гладко. В то время как мусульмане и иудеи прекратили свои религиозные службы, Русская православная церковь на это не пошла. В течение марта иерархи РПЦ неоднократно выступали с заявлениями, что закрытие храмов и прекращение служб невозможно. Патриархия ограничилась лишь усилением санитарных норм (например, верующим разрешили не целовать руки священникам).
Более того, когда губернатор Санкт-Петербурга одним из первых распорядился запретить посещение храмов, патриархия выступила с заявлением о том, что такой запрет нарушает конституционные права граждан.
Но по мере того, как статистика заражения коронавирусом росла (особенно в Москве, где епархию возглавляет лично патриарх), тон заявлений православных иерархов менялся. В конце концов патриарх Кирилл сказал, что в некоторых обстоятельствах допустимо не ходить в храмы, и в качестве примера предложил ориентироваться на святую Марию Египетскую. Фактически патриарх, не закрывая храмы, предложил верующим молиться дома и воздержаться от посещения служб.
Эту же позицию повторил в своем циркулярном письме управляющий делами Московской патриархии, митрополит Дионисий (Порубай).
«В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции», — говорится в этом письме.
Но, как оказалось, этих заявлений патриархии и лично Кирилла для регионов оказалось недостаточно. Как минимум в нескольких епархиях архиереи призвали верующих не отказываться от посещения служб и прийти на Пасху в храмы. Подобный призыв, например, прозвучал в совместном заявлении губернатора Новосибирской области и местного митрополита Никодима.
Но еще более удивительной стала ситуация в Свердловской области. В отличие от Новосибирской, здесь позиции губернатора Евгения Куйвашева и митрополита Кирилла оказались противоположными.
Куйвашев в течение всех последних недель активно убеждал жителей региона соблюдать правила самоизоляции и не делать исключения для посещения церковных служб. Позиция митрополита долгое время оставалась неясной: храмы в Екатеринбурге не закрывались, но людей на службах стало заметно меньше.
Митрополит выступил с публичным заявлением в Вербное воскресенье. Он де-факто разрешил прихожанам ходить на службы, призвав «наполнить храмы молитвой» и пообещав усилить меры по дезинфекции.
В тот же день губернатор опубликовал в своем Instagram полный возмущения пост, в котором осудил верующих, пришедших в храмы. Несколько часов спустя Екатеринбургская епархия выступила с новым заявлением, в котором открыто критиковала слова губернатора.
Эта полемика осложнялась выступлениями местных православных активистов, рупором которых считается основатель Музея святости и исповедничества Оксана Иванова. Она активно выступала против закрытия храмов и, узнав о позиции губернатора, назвала его «врагом церкви». Впоследствии самый свой агрессивный пост она удалила, но несмотря на это к ней все-таки пришла полиция.
Дискуссия о закрытии храмов ради борьбы с коронавирусом обновила наши представления об РПЦ и ее месте в российской политической жизни. Во-первых, тезис о полном подчинении Церкви государству оказался как минимум отчасти опровергнут. Стало понятно, что, когда дело доходит до ее собственных интересов, РПЦ готова открыто выступать против государства. Во-вторых, придется пересмотреть тезис о духовном авторитете и власти патриарха Кирилла. Его призыв отказаться от посещения храмов стал гласом вопиющего в пустыне. Выяснилось, что верующие и даже духовенство не готовы просто так слушаться любых указаний, исходящих из уст патриарха. Местные политические расклады, отношения архиереев с губернаторами подчас играют большую роль, чем призывы предстоятеля РПЦ.
И все-таки вопрос о том, почему Церковь так противится временному закрытию храмов, заслуживает внимательного обдумывания. Версий, почему так происходит, может быть несколько.
Первая версия — чисто духовная, мистическая. Она предполагает, что православные чувствуют свою особую связь с Богом и не представляют возможным отказаться от церковных служб, дабы не потерять эту связь. Наверняка есть те, кто действительно думает так.
Вторая версия — напротив, сугубо материалистическая. Вербное воскресенье, Страстная неделя и Пасха привлекают множество людей в храмы, а значит, приносят церкви значительный доход. Из этого дохода идут взносы и в епархии, и патриархию. Не желая отказываться от таких денег, духовенство противится запрету на посещение храмов.
Третья версия — отчасти политическая. Дело в том, что в течение последних лет РПЦ в идеологическом плане все сильнее стала зависеть от мнения наиболее консервативных своих кругов. Этот крен начался в 2012 году и с тех пор только усиливался. Либеральное течение в Церкви отодвинуто на периферию (если не растоптано вообще), а консерваторы, наоборот, задают тон. И эта идеологическая зависимость не позволяет патриархии волевым движением закрыть храмы. Верхушка РПЦ понимает, что такое решение настроит против нее и консерваторов — последнюю идеологическую и духовную опору. Лишившись ее, патриарх останется без поддержки вообще.
Каким бы ни был правильный ответ, положение РПЦ меняется прямо на наших глазах. Политические игры с государством не останутся без последствий. И степень серьезности этих последствий будет зависеть в том числе и от печальной статистики распространения коронавируса.
Алексей Шабуров
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев призвал православных не посещать храмы в ближайшие дни. Тем самым он фактически выступил против позиции екатеринбургского митрополита Кирилла. ...
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выступил с обращением к верующим. Он пообещал усилить меры санитарной безопасности в храмах, но не стал отговаривать верующих от посещения служб. ...
10.04.2020, 09:33Екатеринбургские православные активисты раскритиковали губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, который призвал верующих воздержаться от посещения храмов. Призыв к верующим губернатор...
09.04.2020, 15:16Русская православная церковь призвала верующих не посещать храмы даже для празднования Пасхи. Как пишет РБК, об этом заявил глава синодального отдела по связям с обществом и СМИ Владимир Легойда. ...
01.09.2016, 17:11Русская православная церковь заявила, что в России началась и продолжается вторая волна строительства храмов. Деньги на массовое строительство храмов Церковь берет у бизнеса. Как сообщает агентство...
В Свердловской области обнаружили 2 тонны сомнительного масла
13.08.2025Эксперты МВД предложили запретить заглушки для ремней безопасности
25.08.2025В Свердловской области начались поквартирные обходы избирателей
21.08.2025Внук Зюганова стал заместителем министра
29.08.2025В России утвердили правила маркировки звонков от компаний