29.01.2018, 10:11

Четыре сценария четвертого срока Путина

Выборы президента России не таят в себе интриги, а потому уже за два месяца до них начались разговоры о том, каким будет четвертый путинский срок. Кто бы что ни говорил, но главный вопрос ближайших шести лет — это вопрос о власти и о том, у кого эта власть будет после 2024 года. Ответить на этот вопрос должен будет для себя и Владимир Путин. Если разобраться, у него есть не так уж много вариантов действий.

Четыре сценария четвертого срока Путина
Фотография с официального сайта Кремля

Сценарий первый

Первый сценарий предполагает ровно то, что предписано действующей Конституцией России. Он предусматривает, что в 2024 году Путин уйдет с поста президента и из власти вообще. Возможно, перед уходом он предложит вместо себя преемника, который гарантирует Путину безопасность и неприкосновенность после ухода из власти.

Это самый цивилизованный и демократичный сценарий, но есть большие сомнения в том, что он будет реализован. Во-первых, Путин еще ни разу не дал повода думать, что он готов добровольно отказаться от власти — и после восемнадцати (а тем более двадцати четырех) лет безраздельного господства сделать это будет очень трудно. Во-вторых, любые гарантии безопасности неприкосновенности от потенциального преемника перестанут действовать в тот момент, когда Путин выедет из Кремля. Значит, ему придется полагаться только на добрую волю своего ставленника, но это слишком слабая гарантия. В-третьих, выдвижение преемника в течение четвертого срока Путина само по себе превратит действующего президента в классическую «хромую утку», поскольку часть элиты тут же начнет ориентироваться на нового выдвиженца.

Все это не позволяет рассматривать такой сценарий как основной. Но тем не менее теоретически такая возможность существует, и ее надо держать в голове.

Сценарий второй

Другой вариант также предполагает сохранность и неизменность действующей Конституции. В этом случае Путин в 2024 году уйдет с президентского поста, но постарается удержать в своих руках реальную власть.

По сути, этот сценарий повторяет рокировку 2008 года, когда Путин, перестав быть президентом, занял пост председателя правительства, но при этом не стал подчиненным Дмитрия Медведева, а остался носителем реальной власти. Это позволило ему в 2012 году относительно легко вернуться на президентский пост.

Однако между 2008 и 2024 годом есть принципиальное отличие. В 2008 году было понятно, что спустя четыре года ничего не помешает Путину вернуться в Кремль. На этом, собственно, и держалась его власть. Однако в 2024 году представить такое возвращение будет уже трудно: вероятность того, что Путин пробудет премьером шесть лет, а потом снова выдвинется в президенты, уже не так велика. В 2030 году Путину будет 78 лет, все это понимают, и в его возвращение верить уже не будут.

Следовательно, власть Путина вне президентского поста будет уже не столь прочной, как это было в 2008-2012 году. Это создаст для Путина новые риски. Главный из этих рисков, опять же, будет в том, что его ставленник, занявший должность президента, захочет в какой-то момент претендовать на реальную власть и попытается получить поддержку элиты. И кто знает, вдруг элита, держа в уме возраст Путина, решит сделать ставку на новую фигуру?

Чтобы реализовать такой сценарий, Путину придется, во-первых, существенно усилить культ своей личности. Должно создаваться ощущение, что источником власти Путина является он сам, а никак не конституционные полномочия и результаты выборов. Честно говоря, движение в этом направлении идет уже достаточно давно. Но ближайшие шесть лет должны пройти еще более интенсивно — с совсем уж откровенным возвеличиванием и пропагандой. Во-вторых, в качестве преемника нужно будет выбрать весьма слабую и ни на что не претендующую фигуру. Вопрос в том, кто согласится на эту роль и сможет исправно играть ее в течение шести лет.

Сценарий третий

Третий сценарий, в отличие от первых двух, предусматривает изменение Конституции. Изменение небольшое — надо попросту отменить ограничение президентских сроков.

По этому пути шли многие авторитарные правители, в том числе и на постсоветском пространстве. Условно говоря, реализовав этот сценарий, Путин пойдет по пути Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко.

С технической точки зрения никаких проблем такой шаг не составит — достаточно лишь принять одну поправку к Конституции. Для этого Госдума и Совет Федерации должны принять соответствующий конституционный закон, а региональные парламенты должны этот закон одобрить. Нет никаких сомнений в том, что депутаты легко проголосуют за эту поправку.

Издержки этого сценария связаны с тем, что Путин окончательно порвет с демократическими декорациями своего правления и встанет в один ряд с другими современными диктаторами. Не то чтобы у нас были какие-то иллюзии на его счет, однако до сих пор российский президент старался избегать этого, сохраняя хотя бы внешний вид демократичности и законности своего правления. Переход к такому сценарию, опять же, потребует определенной пропагандистской подготовки — нужно будет объяснять, почему Путин должен оставаться у власти и после 2024 года. Тут вариантов немного: скорее всего, будут говорить, что Россия оказалась в кольце врагов, и только Путин сможет сохранить страну в целости. Это означает дальнейшее накачивание внешнеполитической истерики и эскалацию имеющихся либо создание новых международных конфликтов.

Кроме того, отмена ограничений на президентские сроки, скорее всего, вызовет протесты внутри страны. Сложно предсказать, насколько массовыми они будут, но избежать их не удастся. Свести протесты к минимуму можно будет лишь силовым путем, что означает дальнейшее ужесточение существующего политического режима.

Сценарий четвертый

Последний сценарий также предусматривает изменение Конституции, но гораздо более масштабное. Речь идет о создании новой системы власти, при которой Путин по-прежнему будет контролировать ситуацию в стране, но не будет связан нынешними ограничениями.

Конкретных вариантов может быть несколько. Это может быть создание нового органа высшей власти во главе с Путиным (чаще всего говорят о Госсовете), либо передача значительной части властных полномочий премьер-министру (то есть создание парламентской системы).

Такой путь — тоже не редкость для правителей, пытающихся всеми способами остаться у власти. По такому пути сейчас идет Армения, примерно то же самое проделал в Турции Реджеп Эрдоган (только он, наоборот, переместил центр власти от правительства к президенту).

Хотя такой способ остаться у власти тоже нельзя назвать совсем честным, он все же не столь прямолинеен, как снятие ограничения по срокам. Его можно провести под лозунгами реформы государственного управления и политической системы. Можно параллельно провести еще ряд реформ — то есть подать в более позитивном ключе без откровенно грубой пропагандистской и силовой поддержки (хотя совсем без нее никак не обойтись).

Правда, столь серьезные изменения в структуре органов власти могут привести к дестабилизации политической системы, к управленческому хаосу. Реализация реформы потребует немалых сил, поскольку нужно будет менять годами сложившиеся управленческие практики. Готова ли нынешняя политическая элита пойти на такие усилия — вопрос открытый. К тому же не факт, что новая система будет работать так, как это задумывают ее создатели.

***

Этими четырьмя сценариями, собственно, и ограничивается круг возможных стратегий Путина. Конечно, за шесть лет могут возникнуть и какие-то форс-мажорные обстоятельства, но предсказать и учесть их невозможно.

Ни один из сценариев нельзя назвать идеальным, у каждого из них есть свои издержки, и к ним надо быть готовыми.

Еще один вопрос состоит в том, в какой момент Путин выберет один из сценариев и начнет его реализовывать. Скорее всего, для себя он какое-то решение принял, но ждать, что он озвучит его в ближайшее время, не приходится.

Зная стиль российского президента, можно ожидать, что он будет сохранять неопределенность так долго, как это возможно — особенно если будет выбран один из первых двух сценариев. Если Путин решит оставить после себя преемника (с реальной властью или без), то имя этого преемника мы узнаем в самый последний момент.

Два последних сценария предполагают другую модель поведения: изменение Конституции займет какое-то время, а новую систему нужно будет наладить и протестировать. Так что если будет выбран какой-то из этих сценариев, то разумнее будет объявить об этом как можно раньше.

Алексей Шабуров

Похожие новости по теме
06.07.2017, 09:45

Путин не пойдет в президенты от «Единой России»

Президент Владимир Путин, скорее всего, не будет выдвигаться на четвертый срок от партии «Единая Россия». Основным сценарием выборов рассматривается самовыдвижение. Как пишет РБК со ссылкой на...

31.03.2015, 17:03

Кудрин предсказал четвертый срок Путина

Бывший министр финансов России Алексей Кудрин предсказал, что президент РФ Владимир Путин, скорее всего, выдвинет свою кандидатуру на четвертый президентский срок. Сам Путин таких заявлений пока не...

09.06.2007, 13:20

Путин может вернуться после 2008 года

Владимир Путин, выступая на саммите в Хайлигендамме, не исключил, что после 2008 года вновь будет баллотироваться в президенты. Вопрос о выборах был последним на итоговой пресс-конференции...

04.06.2007, 08:11

Путин поддержал идею увеличения срока полномочий президента до 5—7 лет

В итальянских и немецких изданиях появились отрывки из интервью с Владимиром Путиным, которое он давал представителям ведущих СМИ стран «Большой восьмерки». Один из заданных вопросов касался...

21.06.2006, 11:39

Михаил Касьянов: Либо Путин, либо преемник, либо я

Политсовет, 21.06.2006. Экс-премьер РФ Михаил Касьянов подтвердил свое намерение баллотироваться в президенты страны в 2008 году. «Планы на 2008 год у меня самые оптимистичные, я буду баллотироваться...


Погода на неделю
Популярные новости
Новости по дням
Новости по месяцам