Почти все депутаты Заксобрания Свердловской области используют социальные сети, но далеко не все готовы полноценно общаться там с избирателями. Справедливороссы и коммунисты «стесняются» упоминать свои партии, а депутаты-списочники более оторваны от местных тем, чем одномандатники. Это и многое другое выяснили студенты-политологи, прочитавшие всё, что депутаты написали в соцсетях за полгода.
Фото с официального сайта Заксобрания Свердловской области
Исследование, посвященное активности свердловских депутатов в социальных сетях, провели студенты-политологи департамента политологи и социологии УрФУ совместно с ИА «Политсовет». Для анализа были взяты все публикации всех депутатов в соцсети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram с октября 2023 по апрель 2024 года.
Для каждого депутата учитывались такие показатели, как открытость профиля, уникальность контента, заполнение основной информации, количество подписчиков, количество публикаций за период, частота публикаций в месяц, количество просмотров, лайков и репостов вообще за период, а также на одну публикацию. Также оценивались степень открытости профиля и тематика публикаций (акцент на федеральных, региональных или местных темах).
Первое, что сразу бросается в глаза, — это то, что депутаты для взаимодействия с избирателями отдают предпочтение соцсети «ВКонтакте». Аккаунты там есть у 45 парламентариев, в то время как телеграм-каналы завело лишь 13 депутатов. У двух депутатов (Тарас Исаков и Наталья Ибрагимова) профили в ВК закрыты. Четыре депутата не представлены ни в каких соцсетях.
В среднем на страницу свердловского депутата подписано 3877 человек. Реальный разброс достаточно широк — от минимума в 35 подписчиков до максимума в 11 040 подписчиков. Лидерами по числу подписчиков оказались Алексей Коробейников (ЕР), Александр Каптюг (ЛДПР) и Екатерина Есина (СР). По количеству просмотров с большим отрывом опережает других вице-спикер Александр Ивачев (КПРФ). По числу репостов в лидеры вышли депутат Вячеслав Вегнер (ЕР) и спикер Заксобрания Людмила Бабушкина.
В целом депутаты свердловского Заксобрания не слишком открыты для общения с аудиторией. Лишь на 11 страницах идет полноценный диалог: комментарии открыты, аудитория реагирует, а депутат отвечает ей. 22 парламентария предпочли закрыть комментарии. На 21 странице нет активного диалога: либо аудитория не реагирует на посты, либо депутат не отвечает на комментарии.
Самыми популярными темами, о которых пишут депутаты, оказались проблемы округа (31%) и федеральные вопросы (29%). Чуть реже парламентарии пишут о проблемах региона (23%), еще реже — о своей жизни (14%). Мировым проблемам посвящено лишь 3% публикаций. При этом тематика постов, как показал анализ публикаций, зависит от того, как был избран депутат — по округу или по партийному списку.
«Избранные по округу депутаты чаще ориентируют публикации на избирателей своего района, учитывая их проблемы. А избранные по списку от партии направляют сообщения на более широкую аудиторию. Избранные по округу сосредотачиваются на локальных проектах своего региона. Избранные по списку обращаются к общеполитической тематике и позициям партии», — говорится в исследовании.
Есть различия и в зависимости от партийной принадлежности депутатов. Ни один депутат «Справедливой России» не пишет ничего о своей партии. Также половина депутатов КПРФ ни разу не упомянула свою партию. У представителей других партий такого практически не отмечается, депутаты так или иначе стараются упомянуть политическую силу, которую представляют.
Исследование показало, что больше лайков и просмотров получают депутаты, которые ведут свою страницу в неформальном стиле. Использование хэштегов также заметно повышает количество лайков, просмотров и репостов.
Результатом исследования стали рекомендации, которые можно дать депутатам по ведению соцсетей. Например, парламентариям стоит быть более открытыми, чаще отвечать на комментарии аудитории. Также гораздо эффективнее придерживаться неформального стиля, время от времени делиться личными историями, рассказывать о своих хобби. И, конечно, стоит не только уделять время ВК, но и активнее присутствовать в Telegram. В свете очередных выборов, которые уже не за горами, эти рекомендации могут оказаться полезными.
С полной презентацией исследования можно ознакомиться по ссылке.