На вопросы ИА «Политсовет» ответил политический консультант, член РАСО (Российской ассоциации по связям с общественностью) Евгений Потапов.
— Какие задачи стоят перед кандидатами на текущем этапе выборов в городскую думу Екатеринбурга?
— Самая важная задача — уже явить избирателям кандидатов, просто показать, кто тут живой есть. Скажем честно: по сравнению с другими выборами «кулуарный», согласительный этап кампании подзатянулся. У кого из кандидатов нет команды — надо срочно набирать, приглашать консультантов, делать электоральные паспорта новых округов, идти в «поле». Мы видим, кто из действующих депутатов ведет кампанию, видим уже определившихся новых игроков.
— «Показать кандидатов» — что это значит?
— Распространять материалы с изображением кандидата. Познакомить избирателей с его актуальным образом. Пока нет законодательных ограничений на агитацию, довести до каждого избирателя своего округа хотя бы газетку-открытку-листовку-пост в соцсети с портретом кандидата. Либо напомнить, либо познакомить.
Фото: Александр Осипов
— Почему это важно именно для нынешней кампании?
— Для предвыборной агитации, для дискуссий будет мало содержательных тем. Поэтому очень многие избиратели будут делать выбор по принципу «этот кандидат нравится, а этот — нет». Визуально понравиться, попасть в целевую аудиторию — половина дела. «Понравившемуся» кандидату проще и эффективнее вести кампанию.
— Откуда у вас такая уверенность?
— Я занимаюсь политическим консультированием с середины 90-х. Наша специализация последние 15 лет — визуальный образ кандидата. Я каждый год, на каждых выборах продюсирую фотосессии для кандидатов — от одиночных и до организации работы со списком. Много кандидатов, кто победил с этими фотографиями, с образами, которые мы создали. У меня есть научные работы по электоральной фотографии, методические разработки и рекомендации. Соответственно, мой вывод о том, что визуальный образ будет крайне важен на этих выборах, основан и на объективных данных — мониторинге, анализе трендов и здравом смысле.
— Не проще ли кандидату просто взять фотографию из архива? Или позвонить обычному фотографу?
— У нас много отличных фотографов. Но практически нет тех, для кого электоральная фотография, электоральный портрет является специализацией. Мы же работаем технологично — есть социология, есть целевая аудитория, мы находим адекватную социальную роль кандидата. Это не умаляет работу фотографа, а делает ее в несколько раз эффективнее. Более того, с фотографиями с таких сессий депутаты потом годами идут по жизни, они задают направление.
Ну и если за одну сессию или две надо отснять несколько обязательных образов — с разной одеждой, а может, и в разных локациях — это все равно работа целой команды, и логично, что ее координирует консультант.
Есть секрет — во время кампании «работает» одно, ну максимум два изображения, так называемые якорные, которые и надо использовать с максимальной интенсивностью. Отобрать самое-самое изображение из сотен фотографий — прямо наука и искусство. Мы обычно делаем до трех итераций, пока не найдем то изображение, которое «вау» и с которым можно смело идти к людям, на подъезды и щиты.
— А что фотографы?
— Фотографам работы хватит. Вот мы работаем с лучшими фотографами города. Помогаем кандидату найти «своего», с которым ему и комфортно, и удобно. «Понравиться», чтобы победить — значит передать избирателю свои эмоции, вызвать эмпатию. Чтобы в головах «щелкнуло», нужна работа команды. Продюсеру проще сформулировать техзадание для фотографа: что мы хотим на выходе, какие образы, какие эмоции, на какие аудитории работаем. Фотографу легче, а в целом — эффективнее.
— Нужно одно изображение или несколько?
— Нужно одно, якорное. Остальное — технология. Например, отталкиваемся от газеты, информационного листка. 4 полосы, 6 фотографий. «Я будущий депутат, я решаю проблемы, на рабочем месте в галстуке, вот я так работаю, что снял галстук» — и так далее. Если кандидат не очень готов, проведем тренинг, сделаем тестовую сессию. Под каждого кандидата строится матрица социальных ролей, она визуализируется, подбираем референсы. Потом — фотограф, локация, одежда, визаж, съемка, ретушь и постпродакшн. Оформляем юридические документы, и в печать.
Этой работой мы задаем и драйвер визуальный на всю кампанию — как снимать «репортажку», какие ракурсы брать, какие акценты визуальные использовать.
— Не слишком ли сложно все это?
— Идти к избирателю, избалованному отличным визуальным контентом в соцсетях, с кривыми-косыми фотографиями пятилетней давности — это и моветон, и неуважение к избирателям.
Обратите внимание на качество контента в соцсетях — люди привыкли к качеству от VIP-ов. А кандидат — прежде всего VIP в глазах людей. Повторюсь, важно понравиться. Фотография для выборов — она как на обложку журнала или на первую полосу в газету. Над ней нужно поработать, ее надо красиво сделать. Если на чем и экономить, так не на себе любимом. Актуальная политическая фотография — лучшая инвестиция в себя.
«Политсовет»