Уличное искусство неотделимо от политики. Сам факт того, что кто-то вышел ночью на улицу и что-то осмысленно нарисовал на стене без согласования с властями — уже заявка на политический жест. Поэтому неудивительно, что самыми известными уличными художниками и самыми заметными работами становятся те, что напрямую затрагивают политику. Без политических высказываний стрит-арт стоит на месте — и именно это сейчас происходит в Екатеринбурге. Вопрос в том, вернется ли настоящий политический стрит-арт туда, где он когда-то процветал?
Екатеринбург со своими амбициями всегда пытался быть немного столицей. В том числе некоторое время назад бытовало мнение о нем как о «столице российского стрит-арта». Основания для претензий на это действительно были. Лет пять назад работы уличных художников из Екатеринбурга были в центре внимания. Многие из них непосредственно касались политики.
Славу и статус екатеринбургскому стрит-арту обеспечили такие художники как Тимофей Радя, арт-группа «Злые» и Слава ПТРК. Из них самым политизированным был и остается Радя, многие работы которого прямо содержат политические высказывания: это и «Стабильность», составленная из щитов ОМОНа, и цитаты из Конституции на тех же щитах, и обращение к президенту Путину, вывешенное возле здания уральского полпредства.
Фотография с сайта Тимофея Ради
Арт-группа «Злые» в 2011 году изобразила напротив екатеринбургского Храма-на-Крови фигуру Иисуса, показывающего средние пальцы. Работа называлась «Черный понедельник после светлого воскресенья».
Фотография с сайта арт-группы «Злые»
Религиозно-политический мотив был и у Славы ПТРК, изобразившего на одной из уличных работ патриарха-копилку — недвусмысленный намек на продажность церковных кругов.
Источник: Facebook
В 2012 году местный стрит-арт вошел в настоящую политику. Тогда одно из местных СМИ совместно с рекламным агентством нарисовали вокруг дорожных ям портреты руководителей Екатеринбурга и губернатора Евгения Куйвашева. Эта акция стала политическим событием регионального масштаба: стрит-арт заметили большие политики.
Фотография из блога streetArt
Может быть, с этого момента, а может быть, чуть позже политические мотивы стали из екатеринбургского стрит-арта постепенно исчезать. Это произошло, конечно, не сразу. Так, записка Тимофея Ради к президенту появилась в 2014 году, но после этого осмысленных политических высказываний со стороны екатеринбургских уличных художников, пожалуй, не было. И нужно признать: с исчезновением политических тем екатеринбургский стрит-арт пришел в упадок. Очень трудно вспомнить хотя бы одну по-настоящему интересную и знаковую работу, появившуюся в городе за последние два года. Сам стрит-арт никуда, конечно, не исчез — но он перестал быть событием, а значит, перестал быть искусством.
Более того, постепенно возобладал другой тренд — уверять всех в своей аполитичности и демонстративно абстрагироваться от политики. Ярким примером здесь стал Слава ПТРК. Уехав из Екатеринбурга, он под покровительством Марата Гельмана сделал в Черногории работу «Страна советов», в которой встречается фраза «Не бомби Белград». Контекст этой работы однозначно делает ее политическим высказыванием, но Слава ПТРК все утверждения об этом категорически отвергал.
Но не прошло и нескольких месяцев, как он сделал еще более политизированную работу, на этот раз в Киеве. Сначала он написал на заколоченных воротах слово «Война», а затем сделал серию работ «Стенка на стенку», посвященную противоречиям между Россией и Украиной. И это уже чистая политика, от которой невозможно откреститься.
Источник: страница в Facebook Славы ПТРК
Тимофей Радя также в этом году вернулся к политическим темам. В августе в Санкт-Петербурге он воспроизвел надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков», которую 40 лет назад сделали художники Юлий Рыбаков и Олег Волков. Как и в Советском Союзе, власти эту надпись оперативно закрасили.
Фотография с сайта Тимофея Ради
Новые работы Ради и ПТРК объединяет не только их политический подтекст, но и то, что они появились не в Екатеринбурге. Очевидно, что художники, желающие развивать свое творчество и быть на виду, не могут просто так взять и отказаться от политических высказываний. Но почему-то они не хотят или не могут делать это на Урале, выбирая другие города и даже страны. И пока это будет происходить, екатеринбургский стрит-арт, выхолощенный, стерильный и очищенный от политики, будет скорее мертв, чем жив.
Вопрос в том, может ли эта ситуация измениться. Известные художники вроде Ради и ПТРК вряд ли в ближайшее время вернутся в Екатеринбург, который они то ли переросли, то ли им здесь просто не находится места. Но могут и должны появиться новые художники, перед которыми неизбежно встанет «политический вопрос».
И кто бы что ни говорил, политика всегда будет идти где-то рядом со стрит-артом. Чтобы быть искусством, уличным художникам (лучшим из них) придется делать политические высказывания, другого пути у них просто нет. И Екатеринбург, если он хочет вновь стать «столицей стрит-арта», должен будет дать им для этого место.
Алексей Шабуров