Казалось бы, между партиями «Яблоко» и «Родина» нет ничего общего: одна — демократическая оппозиция, другая — лояльные российской власти «патриоты». Но на выборах в регионах всё смешивается, и кандидаты могут не просто переходить из «Родины» в «Яблоко», но и агитировать за «Родину», будучи «яблочниками».
Как уже писал «Политсовет», в июле этого года «Яблоко» выдвинуло кандидатом в Госдуму по одному из округов Челябинской области местного политика Алексея Севастьянова. На момент съезда «Яблока» он был руководителем регионального отделения «Родины». Примечательно, что отказ в выдвижении от «Родины» он получил 2 июля, а уже 3 июля стал кандидатом «Яблока». Можно предположить, что он подавал документы на выдвижение сразу в две партии.
Но на этом история не закончилась. Как сообщают жители Челябинской области в «Фейсбуке», накануне этот кандидат начал распространять предвыборную агитацию — вот только на ней вместо логотипов «Яблока» размещены логотипы «Родины». Вероятно, листовки были отпечатаны еще до начала выборов, и теперь штаб решил действовать по принципу «не пропадать же добру».
В итоге получилась абсурдная с политической точки зрения ситуация: по сути, ресурс «Яблока» тратится на то, чтобы рекламировать «Родину», ведь избиратели видят и запоминают именно ее символику. С другой стороны, и символический ресурс «Родины» тратится на агитацию кандидата-яблочника.
Впрочем, «Родина» проигрывает от этой ситуации не только символически. Дело в том, что с юридической точки зрения получается, что агитация за нее проводится за счет средств кандидата от другой партии, а это прямо запрещено законом.
«При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее также — представители политической партии), от имени кандидата — его доверенные лица», — говорится в 62 статье федерального закона о выборах.
Такие агитационные материалы могут быть признаны незаконными, а за их распространение грозит административная ответственность. Так что кандидат, разместивший их, одновременно и рекламирует, и «подставляет» «Родину».
На фотографиях из Челябинской области можно обратить внимание и на еще на один момент. В агитации за «Родину»/«Яблоко» участвуют девушки, выглядящие намного моложе 18 лет. Но по закону использование несовершеннолетних в предвыборной агитации в любом виде запрещено.