В преддверии нового политического сезона информационно-политический ресурс «ПолитСовет» продолжает подведение итогов деятельности региональных лидеров, которые собираются в очередной раз переизбираться на свой высокий пост в следующем году. Новый материал серии «Пора подводить итоги» посвящен деятельности мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
В 1999 году, второй раз выставив свою кандидатуру на пост мэра, Аркадий Чернецкий предложил избирателям программу социально-экономического развития города на ближайшие четыре года. Она носила звучное название «Екатеринбург: «Третье тысячелетие, начало пути», и, по мнению специалистов, отличалась взвешенностью, здоровой амбициозностью, и, что наиболее важно, исполнимостью.
С тех пор прошло три года, и всего год остался до следующих выборов мэра Екатеринбурга, в которых, по мнению большинства экспертов, в очередной, уже третий раз, будет участвовать Аркадий Чернецкий. У наблюдателей нет никаких сомнений, что и теперь он сумеет предложить взвешенную и вполне исполнимую программу развития города. Но хочется надеяться, в следующем году избиратели будут ориентироваться не столько на новые посулы мэра, сколько на реальные результаты его работы. А результаты эти таковы.
Три года назад особое место в предвыборной программе Аркадия Чернецкого занимали вопросы благоустройства Екатеринбурга. Мэр обещал горожанам, что «Екатеринбург станет городом, в котором удобно и приятно жить». Как признался сам мэр, под благоустройством он понимал улучшение транспортных магистралей города, озеленение его территории, решение вопроса уличного освещения и облагораживание внешнего вида городских улиц. Всё это было названо им «важнейшими задачами современного инженерного благоустройства города».
Однако, вопреки предвыборным обещаниям мэра специалисты констатируют снижение большинства показателей, характеризующих работу по городскому благоустройству.
Почти в три раза (с 379 до 135 тысяч квадратных метров в год) снизился объём работ по капитальному ремонту дорог, тротуаров, внутриквартальных проездов. Практически свернута программа по разбивке городских газонов (если в 1998 году их было разбито 619626 кв. м., то в 2001 была озеленена площадка 6 на 8 метров). Из-за перераспределения средств было урезано финансирование программ по озеленению города. По сравнению с 1998 годом объём работ в этом направлении был сокращён более чем в девять раз.
Не выполнено прямое предвыборное обещание мэра по реализации программы поэтапного развития освещения городских улиц. Ремонтные работы заморожены из-за нехватки финансирования, новые фонари не устанавливаются вовсе, после 23:00 прекращается освещение даже центральных улиц столицы Урала.
В то еж время часть работ по благоустройству города администрация Екатеринбурга активно перекладывает на плечи предпринимателей, заставляя их самостоятельно и за свой счёт облагораживать территорию, примыкающую к принадлежащим им объектам.
Но так как городская администрация не разработала чёткого плана архитектурного развития города, равно как единого стиля оформления улиц, бизнесмены вынуждены облагораживать территорию исходя из собственных предпочтений. По мнению экспертов, в результате отсутствия продуманной архитектурной политики Екатеринбург во многом утерял присущее ему стилевое своеобразие, а его центральные улицы напоминают лоскутное одеяло.
Эксперты отмечают, что отсутствие стратегического планирования развития города вообще являлось отличительной чертой правления мэра Чернецкого. В течении десяти лет в мэрии Екатеринбурга комплексные долгосрочные программы развития не разрабатывались. Их заменяли муниципальные целевые программы по отдельным вопросам, которые, по мнению аналитиков, были слабо связанные друг с другом. Отсутствие долгосрочного планирования отрицательным образом сказалось на многих областях городского хозяйства, но сильнее всего ударило по жилому строительству.
Так, в де