Как известно, сорвана попытка лишить жителей Екатеринбурга напрямую избирать депутатов Гордумы, сделав местные выборы партийными. Но многие существенные подробности происходящего остались за кадром. Что мы и постараемся восполнить.
Пейзаж перед битвой
Власть так устроена, что всегда стремится расширить сферу влияния. Вот и региональные власти озаботились будущими выборами в представительные органы местного самоуправления не случайно. Ведь с 2006 года начнет действовать новый федеральный закон, который серьезно перераспределит полномочия между ветвями власти. Но если спроектировать «правильную» избирательную систему и провести в местные представительные органы своих депутатов, что легче всего через выборы по партийным спискам, то региональные власти смогут не только сохранить прежние позиции, но и упрочить их.
Тем паче, когда речь идет о столицах субъектов Федерации, кои зарабатывают львиную долю региональных бюджетов и вообще задают тон в регионах. Как в Свердловской области, где выборы в Гордуму Екатеринбурга — в следующем году и где стараниями облизбиркома был учрежден альтернативный горизбирком. Послушная же воле областных властей группа городских депутатов торпедировала (до 2 июля) принятие поправок в Устав Екатеринбурга, кои открывали дорогу выборам по одномандатным округам.
Для действующей же городской власти было крайне важно, чтобы в будущей Гордуме заседали вменяемые депутаты. Ибо от слаженной работы с городским парламентом зависит успешность реализации Стратегического плана, согласно которому с недавнего времени развивается третья столица России.
И глава города Аркадий Чернецкий прямо заявил, что выборы по партийным спискам дают возможность попасть в Гордуму случайным людям. Что, конечно, заставит инвесторов задуматься, стоит ли вкладываться туда, где правят непрофессиональные депутаты. Тогда как выборы по одномандатным округам отсекают от Гордумы авантюристов.
Особенностью сложившейся ситуации было и то, что федеральный центр предпочел остаться над схваткой. Хотя областные власти и тужились выставить сторонником партийных выборов на местном уровне Президента Владимира Путина, но все эти попытки увяли после того, как уральский полпред Петр Латышев озвучил официальную точку зрения.
Неоднозначно было и отношение к этой проблеме финансово-промышленных групп, работающих в области. Те из них, кто вместе с областной властью контролирует региональные отделения федеральных партий, естественно, были за выборы в Гордуму по партийным спискам. Тогда как для других, не попавших в партийный пул бизнесменов новой волны либо рассорившихся с областной властью, единственным способом быть в политике оставались одномандатные округа.
Одним из существенных факторов, влияющих на ситуацию, была и личная заинтересованность областного премьера Алексея Воробьева в введении партийной системы выборов в Екатеринбурге. И вот почему.
Един во многих лицах
Напомним, что увольнение ближайшего сподвижника премьера Александра Рыжкова с должности директора департамента информационной политики администрации губернатора многие восприняли как отставку самого Воробьева с поста преемника Росселя. И если бы впавшему в немилость Воробьеву удалось внедрить в Екатеринбурге партийные выборы, то он бы серьезно поправил свое реноме. Уж кому-кому, а ему хорошо известно, что областное руководство не отказалось от мысли взять реванш за поражение на выборах мэра областного центра в декабре прошлого года. И оптимальным вариантом им видится, добившись партийных выборов в Екатеринбурге, получить большинство в Гордуме. В результате чего Воробьев преподнес бы шефу такой подарок, что мог бы рассчитывать на возвращение прежних милостей.
Полагаем также, что Воробьев понял пагубность отсутствия собственного ресурса и недостаточность опоры только на авторитет Росселя для победы на будущих губернаторских выборах. И этот ресурс он увидел в получении полного контроля над областной организацией «Единой России», лидером которой он недавно стал. Кстати, многие обратили вн