На вчерашнем заседании Облдумы вновь стал камнем, преткновения вопрос об увеличении числа членов областного правительства.
Целый пакет законопроектов — начиная от изменений в Устав и заканчивая законом «О правительстве Свердловской области» — дебатируется законодателями уже более года. Но компромисс так и не находится: думское большинство твердо стоит на позиции, продиктованной исполнительной властью, что управляющие управленческими округами (ух, само название должности-то до чего корявое!) должны стать полноправными членами областного кабинета министров. Но другие депутаты с ними категорически не согласны.
— В условиях административной реформы в Российской Федерации, в рамках послания Президента Федеральному Собранию наоборот необходимо ставить вопрос о сокращении госаппарата в Свердловской области, — считает депутат Борис Чойнзонов. — Все прекрасно понимают, что управляющие округами на сегодняшний день в основном дублируют работу министерств и ведомств и фактически никаких обязанностей по отношению к жителям не несут, только умножают документооборот.
По мнению депутата, основная логика федерального центра сегодня такова: в регионах надо заниматься не политикой, а общехозяйственной деятельностью. (Кстати, у нас не исполняются и требования 184-го федерального закона, согласно которому губернатор должен возглавлять правительство.)
Внести изменения в Устав действительно необходимо: есть уже и протест прокуратуры, и даже судебные решения по этому поводу. Но вообще-то проправительственным депутатам стоило бы не пугать оппозицию возможностью роспуска Законодательного собрания, а прислушаться к мнению жителей Свердловской области. Ведь еще в прошлом году было собрано около 30 тысяч подписей: жители Свердловской области высказались за то, чтобы сократить расходы на госуправление, которые сейчас составляют около 3,6 миллиарда рублей в год, или 8,3 процента бюджета. По этому показателю мы лидируем среди регионов Уральского федерального округа, вот только стоит ли этим гордиться? В среднем по России на госуправление тратится 5,2 процента бюджетных денег, и любому жителю понятно, что эффективность управления зависит отнюдь не от величины затрат на госаппарат. И, как заметил один из наших читателей, позвонивший на днях в редакцию, не от громких названий чиновничьих должностей. Однако нам упорно предлагают оставить областное правительство в составе 28 членов, хотя даже на федеральном уровне правительство, сокращено до 24 человек.
С этой проблемой не связана напрямую, но все же очень примечательна другая: вопрос увеличения платежей в ТФОМС за неработающее население. Вот по этому показателю мы на одном из последних мест в России и очень далеки от федерального норматива. Еще при формировании бюдже-
та области на 2004 год некоторые депутаты предлагали поднять платежи до 570 рублей за человека — в этом случае Пенсионный фонд России перечислил бы области дополнительно около 230 миллионов рублей на нужды здравоохранения. В тот период правительство к здравому предложению депутатов не прислушалось, а сейчас вдруг проснулось и решило изыскать необходимые средства. А взять их не где-нибудь, а позаимствовать у муниципальных образований.
670 млн. рублей — сумма для местных бюджетов весьма ощутимая, там каждая копеечка на счету, особенно в преддверии подготовки к зиме, считает депутат Евгений Порунов. Тем более что неизвестно, когда это заимствование вернут (и вернут ли вообще). Между тем за пять месяцев нынешнего года план по доходам выполнен областью уже на 46 процентов, что позволяет надеяться на солидный — не менее 1 миллиарда — профицит бюджета. Так почему бы не взять эти 670 миллионов напрямую из облбюджета?
Примерно такой позиции придерживается и думский комитет по экономической политике, бюджету, финансам и налогам, на заседании которого накануне рассматривалось предложение правительства области. Комитет решил не выносить пока законопроект об изменениях в бюджет-2004 на общее заседание Думы, а правительству рекомендовать поискать другие<