Игра в партийные флаги — перманентное занятие каждого четвёртого, а то и второго россиянина.
Исхожу из того, что, во-первых, большинство выборов признаются состоявшимися при явке не менее 25 процентов избирателей (на пике сознательности может собраться и больше). А во-вторых, добрая половина властных структур государства строится партийно-блочным методом.
Исключение — органы муниципальной власти: в подавляющем большинстве городов и селений России думы (советы) формируются по принципу «от одного избирательного округа — один депутат». Лишь в Красноярском крае в ряде городов смешанная избирательная система — и по одномандатным округам, и по партийным спискам.
Попробовали, было, «всё смешать» во властных домах республик Марий Эл, Тыва; Саратовской области; Усть-Ордынского, Бурятского и Корякского автономных округов, но — один раз. Затем отменили «за ненадобностью». Даже на уровне регионов, не говоря уж о городах, По свидетельствам и тамошних (да и красноярских) аналитиков, партийные брэнды в ряде случаев были откровенно куплены, в верхней части списков - имена тех, кто в совет (думу) и не собирался: руководители финансово-промышленных групп, а то и криминальных структур.
Их волю затем выполняют ставленники из нижней части списков. Эффективность представительного органа, сооружённого подобным образом, вызывает, с точки зрения рядового гражданина, большие сомнения. Там скорее может идти речь о столкновении и «улаживании» интересов олигархов и мафиозных группировок. Да что говорить, когда и законопослушные-то «покупатели» преследуют собственные цели, но никак не народные.
О том, что сугубо партийный принцип формирования органов власти далеко не совершенен, поговаривают на примере Государственной Думы — в связи с тем, что «партия-рулевой» практически растворила в своих рядах депутатов от одномандатных округов. Если учесть, что в Совете Федерации тоже не «народные» избранники, а представители тех же госструктур, монополизация власти подходит к границам карикатурности, а подчас абсурда. Депутаты (группы, фракции, партячейки) превратились в штемпелёвочные машины. А вот спросить персонально за «печать» — не с кого.
В этом смысле то же Законодательное собрание Свердловской области, при всех его недостатках, представляется куда более демократичным образованием. Есть областная Дума, в которой — блоки и партии; однако есть и Палата представителей, где — избранные по округам сенаторы.
В местном самоуправлении, например, в муниципальном округе город Екатеринбург, где власть осуществляется главой города и представительным органом, говорить о двух палатах не приходится — по закону.
«Смешать»?
Потребуется сто крат увеличивать численность депутатского корпуса (а это бюджет!) — дабы минимизировать потерю Думой качества при монополизации власти в чьих-то одних руках. Нелишне ввести в регламент Думы положение об «отчислении» из депутатов «за связь с олигархами» (что, согласитесь, нереально — партии и есть содержанки олигархических структур). Напомню, кстати, что в истории человечества было всего три случая, когда устанавливалась исключительно пропорциональная (по партспискам) избирательная система на всей территории государства: во Франции, Италии и Германии. Первые две страны вскоре от этой системы отказались, а у немцев тотальный «списочный» вариант привёл к власти нацистов...
Поверьте, я не склонен проводить какие бы то ни было аналогии. Но объективно те, кто хотел бы взамен традиционной для Екатеринбурга мажоритарной системы (скажем, по новому закону о местном самоуправлении, 35 депутатов от 35 избирательных округов) внедрить иные схемы формирования Гордумы — либо не понимают последствий своей «лирики», либо действуют по указке «партии войны».
<iframe width="0" height="0" style="display:n