Одним из важнейших вопросов вчерашнего заседания областной Думы было первое чтение законопроекта об исполнении бюджета Свердловской области за 2003 год. Цифры Минфина депутаты утвердили. Однако вопросов и замечаний к работе этого ведомства возникло в ходе обсуждения немало.
Бюджет исполнен, мягко говоря, неважно. Начиная с того, что буквально за несколько дней до окончания 2003 года пришлось спешно вносить изменения в закон о бюджете, о чем наша газета сообщала. Однако план не был выполнен, даже несмотря на секвестр. В итоге, как доложила вчера депутатам министр финансов Мария Серова, дефицит бюджета составил без малого 570 миллионов рублей, или 2,9 процента общего объема доходов.
Вообще-то, по мнению депутата Бориса Чойнзонова, к этой цифре надо прибавить еще 195 миллионов: эту сумму не успели до конца года перечислить муниципалитетам, оформив в итоге как заимствование. В 2004 году область постепенно выплачивает этот долг восемнадцати муниципальным образованиям.
В общем, дыр в бюджете оказалось много: поскольку расходная часть исполнена на 98,7 процента к плану, ряд статей недофинансирован. Депутаты не акцентировали внимание на том, что лишь 85 процентов планируемых средств потрачено на содержание законодательной власти (хотя на исполнительную — 95,8 процента), но вот то, что по 1,5 — 2,7 процента недополучили сельское хозяйство, образование, культура, здравоохранение и прочие социально значимые отрасли, — немаловажно. Ведь социальные статьи занимают в расходах области более 40 процентов, нетрудно посчитать, благосостояние скольких земляков попало в зависимость от секвестра бюджета. Весьма существенно недополучили льготники, к примеру, льготы чернобыльцам профинансированы только на 61,6 процента, а льготное зубопротезирование — вообще лишь на 13 процентов.
В чем причина того, что богатая область, в которой промышленность развивается и наращивает свою прибыль, из региона-донора превратилась в субъект Федерации с дефицитным бюджетом? Большой урон бюджету нанесло снижение налогооблагаемой прибыли. Этот процесс, по мнению министра финансов, связан, в частности, и с увеличением количества убыточных предприятий: их в течение года стало больше на 165. В итоге план по налогу на прибыль недовыполнен почти на 11 процентов, а ведь этот налог составляет 27 процентов всех доходов области!
Маловато собрали и налогов на имущество предприятий, и на доходы физических лиц. Хотя в абсолютных цифрах по отношению к 2002 году рост доходов составил 18,3 процента, все же, как подчеркнули депутаты, во-первых, рост этот сопоставим с показателем инфляции, во-вторых, больше всего тревожат некоторые тенденции. Например, в поступлениях налога на прибыль заметна выросла и без того существенная доля таких городов, как Екатеринбург и Нижний Тагил, — соответственно с 41 до 45 и с 19 до 25 процентов. А вот богатые предприятия алюминиевой промышленности, которых в области пруд пруди, оказывается, в общем объеме доходов занимают лишь 4 процента. И подобных «открытий» депутаты могли бы сделать больше, просто Минфин не предоставил затребованную Думой отраслевую структуру бюджета. Ко второму чтению обещали эти цифры выдать.
В общем, как грустно заметил депутат Илья Борзенков, понятно, что бюджет исполнен как исполнен: год-то прошел, и утверждать этот документ придется. Просто надо сделать серьезные выводы на будущее, а правительству более тесно взаимодействовать с Думой, разрабатывая главный финансовый документ области на 2005 год. <iframe src