
Фото с официального портала Свердловской области
Законопроект об изменении правил избрания глав муниципальных образований внесен на рассмотрение регионального Заксобрания. Нет сомнений, что он будет принят уже самое ближайшее время, и уже со следующего года новая система начнет работать в полную силу.
Внимание, конкурс!
Чтобы понять, что и как изменится в системе муниципального управления, стоит вспомнить, как мэров избирают сейчас.
Уже около 10 лет в Свердловской области существует система избрания глав городов через конкурсные комиссии. Работает она в целом так: когда приходит время избирать нового мэра, создается специальная комиссия, в которой половину членов назначает губернатор, а половину — дума муниципального образования. Эта комиссия принимает документы от всех желающих стать мэром. Подать заявку может любой, кто обладает правом избираться на выборах.
Проверив полноту и подлинность документов, комиссия начинает собеседования с кандидатами: каждый из них может выступить со своей программой. Затем комиссия определяет не менее двух кандидатов, которые выносятся на голосование в муниципальную думу. И уже в думе депутаты выбирают из представленных кандидатов того, кто станет мэром. Если никто не набирает нужного числа голосов, конкурс объявляют заново, и вся процедура повторяется с нуля.
Когда эта система только вводилась в Свердловской области, региональные власти настаивали на том, что она нужна для отбора наиболее достойных и профессиональных мэров. Как правило, в таких случаях употребляется формула типа «не допустить популизма, чтобы мэром не становился человек с улицы». В реальности основной политический смысл этой системы состоит в том, что областные власти имеют два рычага влияния на избрание мэров: через конкурсную комиссию и через городские думы, где большинство депутатов представляют «Единую Россию».
На практике эта система иногда давала сбои. Далеко не всегда местные элиты были согласны с кандидатами, которых продвигала область. Из последних случаев можно вспомнить конфликты в Белоярском, Березовском, Дегтярске и Реже. Там главы были выбраны либо не с первого раза, либо процесс затянулся на несколько месяцев, либо вообще победил не тот кандидат, на которого ставила область.
Однако в подавляющем большинстве случаев система работала как надо — и не лояльных губернатору мэров в Свердловской области сейчас нет.
Но и в плане отбора честных, компетентных и профессиональных управленцев система тоже работает со сбоями. Только за последние пару лет в Свердловской области сразу несколько мэров либо стали фигурантами уголовных дел, либо уже были осуждены: глава Дегтярска Вадим Пильников, глава Артемовского Константин Трофимов, глава Горноуральского ГО Дмитрий Летников, глава Пышминского ГО Виктор Соколов, глава Красноуфимска Михаил Конев. А ведь все они были избраны по конкурсной системе, которая всегда подавалась как фильтр от «плохих кадров», и более того — все на момент избрания пользовались поддержкой областной власти.
Итак, конкурсная система даже с точки зрения своих идеологов работала не всегда хорошо. Но будет ли работать лучше новая система?
Почти прямое назначение
После того, как Заксобрание примет новый закон, порядок избрания глав городов изменится существенным образом. Теперь кандидатов будет отбирать лично губернатор области. То есть схема приближается к прямому назначению настолько, насколько это вообще возможно. Впрочем, и тут есть нюансы.
Предлагать кандидатуры губернатору смогут не все, а только партии, представленные в Заксобрании и Госдуме, областная Общественная палата, а также Совет муниципальных образований Свердловской области и Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления. То есть партии, представленные только в муниципальных думах, или городские общественные палаты останутся за бортом этого процесса.
Для рассмотрения представленных документов губернатор также будет создавать специальную комиссию, но теперь в нее уже не должны в обязательном порядке входить представители муниципальных дум. По итогам рассмотрения заявок комиссия дает рекомендацию губернатору, который затем по своему усмотрению вносит на голосование в муниципальную думу не менее двух кандидатур. Если депутаты не смогут избрать мэра, то вся процедура повторяется заново.
Кардинальных отличий между старой и новой системой два.
Во-первых, на выборы мэра не сможет заявиться любой желающий. Это значит, что если у местных групп влияния есть свой предпочитаемый кандидат, но они уже никак не смогут попытаться избрать его в обход областной власти. Такой опции просто не будет — по любым кандидатам придется договариваться с губернатором. Наверное, эта невозможность выдвинуть «своего человека» и есть главная особенность новой системы.
Во-вторых, пропадает возможность повлиять на процесс избрания мэров через конкурсную комиссию. Раньше была возможна ситуация, когда «муниципальная половина» комиссии могла на несколько месяцев затормозить процесс принятия решений или голосовать против неугодного кандидата. Теперь же конфликты, если они и возникнут, будут проявляться только на стадии финального голосования в думе.
Таким образом, у местных элит останется лишь возможность на заседании думы «прокатить» выдвинутого лично губернатором кандидата, но шанса затянуть процесс или провести альтернативную кандидатуру больше не будет. Поле для маневров резко сужается.
Усиление с оговорками
На первый взгляд, новая система должна будет сделать управление Свердловской областью еще более «вертикальным», окончательно подчинив местный уровень областному. Во всяком случае, именно такой посыл закладывали в нее федеральные законодатели, и именно для этого она принимается в Свердловской области.
Но на деле каких-то кардинальных изменений ждать не стоит. Область и так уже почти 10 лет управляется по вертикальному принципу. Никакой «мэрской фронды» нет и в помине, и любой градоначальник смело может назвать себя «солдатом губернатора». В этом плане укреплять вертикаль просто больше некуда.
Очевидно, что в новой системе областные власти видят страховку от тех немногочисленных конфликтов и эксцессов, которые пару раз в год возникают в отдельных муниципальных образованиях. Речь идет, и это нужно подчеркнуть, не о конфликтах области с мэрами, а о конфликтах с думами. Но полностью их избежать все равно не получится: у местных групп влияния все равно будут свои интересы, которые не всегда совпадут с интересами регионального руководства. И если каким-то кланам удастся получить большинство в муниципальной думе, то они так или иначе попытаются этим воспользоваться. Если не получится сорвать назначение мэра, то будут срывать принятие бюджета и так далее. В такой большой и экономически разнообразной области, как Свердловская, добиться полного и окончательного согласия всех групп элит, наверное, не получится никогда. То единство, которое есть сейчас — и так уже большое политическое достижение.
Не удастся избежать и скандалов, связанных с уголовными делами в отношении мэров, назначенных по новой системе. Как уже отмечалось, избрание через конкурс никак не повлияло на количество уголовных дел: мэров как сажали, так и продолжают сажать — несмотря на то, что в момент избрания их поддерживали областные власти. Так что никакой страховки против уголовных преследований система назначения «от губернатора» не дает. В конце концов, в России арестовывают даже губернаторов, поддержанных президентом — что уж говорить о мэрах, выдвинутых губернаторами. В этом плане правила игры не поменяются.
Но в целом, новая система, пусть и с некоторыми оговорками, укрепит власть недавно избранного свердловского губернатора Дениса Паслера, который будет плотнее контролировать процесс избрания мэров и сможет еще мощнее давить на местные элиты, разговаривая с ними с позиции силы. Группам влияния на местах придется с этим как-то жить и подстраиваться.
Впрочем, у такой схемы есть и обратная сторона: губернатор теперь будет брать на себя основную часть политической ответственности за действия мэров. А значит, любые скандалы или недовольство населения будут бросать тень и на главу области. Но это обстоятельство, конечно, слишком малозначительно по сравнению с теми возможностями, которые новая система дает руководству области.
Алексей Шабуров