Недавние выборы на берегах Енисея и Волги поставили в центр общественного внимания вопрос о том, возможно ли народное волеизъявление в современной России. При этом никто не сомневается, что результаты выборов сегодня зависят не от избирателей, а от капитала, грязных технологий, судов, прокуратуры и других факторов, определяемых общим понятием «административного ресурса». Электорат начинает проявлять строптивость, не желая более играть на выборах роль номинального статиста. Его активный и пассивный протест выливается в поддержку «несистемных» политиков, как это случилось в Красноярском крае и Нижнем Новгороде.
Выход из кризисной ситуации, в которой оказалась наша избирательная система, некоторые известные политики видят в замене процедуры свободного волеизъявления граждан назначением губернаторов непосредственно президентом. Об этом, в частности, заявляли тверской и ярославский губернаторы Платов и Лисицын, Жириновский, Райков и др.
Попытки инициировать введение прямого президентского правления делались и ранее, например, в Приморском крае, Ульяновской и Курганской областях. Активно задействовался и административный ресурс. Так, Ельцин отменял проигранные его ставленниками выборы в Амурской и Челябинской областях, а уже при Путине были сняты с выборов действующий губернатор Курской области Руцкой и конкурент губернатора Ростовской области Иванченко.
Но никогда ранее проблема избирательного права России не обсуждалась столь предметно, как сейчас. Более того, явочным порядком уже идёт ограничение свободы волеизъявления граждан. В частности, Госдума, внеся поправки в закон «О референдумах», лишила граждан РФ права на непосредственное осуществление одной из высших форм народовластия и фактически присвоила себе дополнительные властные полномочия, что категорически запрещено Конституцией РФ (ст. 3).
Очевидно, что ограничение прав граждан на свободное волеизъявление является составной частью стратегии строительства «вертикали власти». С этих позиций следует рассматривать и инициативу заместителя главы Администрации президента Козака, под руководством которого рабочая комиссия разработала и направила в Госсовет проект нового закона об общих принципах организации власти в субъектах федерации. В проекте к ныне существующим основаниям для отстранения избранного губернатора от должности добавляется нецелевое расходование федеральных субвенций или же наличие просроченной задолженности свыше 30% годовых доходов регионального бюджета.
Со своей стороны глава Центризбиркома Вешняков также выступил с целым рядом инициатив, предложив установить на региональных выборах планку явки избирателей на уровне 50%, а в противном случае предоставить президенту право назначать временно, на два года, глав региональных администраций по согласованию с законодательными собраниями субъектов федерации.
На прошлой неделе внесла свой вклад в банк инициатив по реформированию избирательного права граждан и «Единая Россия», предложив поднять планку прохождения партий в Госдуму с 5% до 12,5%. Лидер «единороссов» Беспалов полагает, что проблему кризиса нашей избирательной системы вообще надо решать радикальным способом, в частности, «не числом избирателей, явившихся на избирательные участки, а числом включённых в списки для голосования», а в одномандатных округах избранным должен считаться тот, кто набрал не менее четверти голосов избирателей. При этом «единороссы» делают ставку на рейтинг В.Путина, который якобы выше среди электората, чем в структурах исполнительной власти.
Активность «единороссов» вызывает в последнее время всё большее раздражение в Администрации президента, где полагают, что в случае форсированного прохождения через нижнюю палату инициатив «единороссов» будет утрачен контроль над новоизбранной Думой в результате вполне возможной победы на выборах кандидатов от КПРФ. Эти опасения не лишены оснований, поскольку «Единая Россия» начинает всё более напоминать канувшую в Лету НДР. Акции «единороссов» не находят отклика у населения, хотя н