Ожидается, что сегодня состоится первое заседание нового Правительства РФ. За просторный стол главы Кабинета Михаила Фрадкова усядутся в отличие от времён его предшественников почти вдвое меньше людей. Вместо тридцати (считая председателя) министров ранее — семнадцать нынче.
Впрочем, количественный состав — лишь один из аспектов реформирования Кабинета, и не самый показательный. Ведь за последние полвека в России (и в бывшем СССР) раз пять кардинально сокращали госаппарат, в том числе перепрофилировали министерства, но в силу различных обстоятельств через какой-то срок они плодились. Будем надеяться, что сегодня «оплодотворения» чиновников надуманными функциями не произойдёт, ибо руководителем аппарата Правительства в ранге министра стал посланец из Администрации Президента, автор и разработчик административной и других властных реформ,
затеянных Владимиром Путиным, Дмитрий Козак.
Дополнительной гарантией минимизации затрат и повышения отдачи от Правительства может служить и то, что практически половиной Кабинета, согласно собственному Указу, руководит лично Президент. В его ведении — МВД, МЧС, МИД, Минобороны и Минюст. Кроме того, глава государства осуществляет руководство деятельностью Государственной фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и Федеральной службы охраны РФ. В ведении Президента находятся также два агентства — Главное управление специальных программ Президента России и Управление делами Президента РФ.
Председателю Правительства Президент отдал девять министерств (здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; транспорта и связи; финансов; экономического развития и торговли), а также два десятка федеральных служб и столько же агентств.
Из министров прежнего состава в новом Кабинете остались лишь 8. Самые громкие назначения, по моему мнению, — Сергей Лавров (МИД — из ООН); Михаил Зурабов (здравоохранение и социальное развитие — из Пенсионного фонда); Юрий Трутнев (природные ресурсы — с поста губернатора Пермской области).
Вообще кадровые назначения предполагают серьёзное изменение курса Правительства, и прежде всего по качественным его характеристикам.
На основании произошедшего перераспределения функций между Президентом и председателем Правительства, а также сфер ответственности в самом Кабинете министров можно предположить, что Владимир Путин поставил задачу максимально наполнить бюджет страны. Чтобы Россия конкурировала с Западом не только по золотовалютным запасам Центробанка (сегодня это 84 млрд. долларов — рекорд за всё время существования даже СССР). И не по количеству долларовых миллиардеров (по недавно опубликованному исследованию журнала «Forbes», в списке 587 самых богатых людей мира 25 россиян — по их числу мы вышли на третье место после США и Германии). Добавлю, что суммарные богатства отечественных миллиардеров уже практически равны объёму доходной части бюджета страны. И в отличие от цивилизованных стран, где основная часть налогов поступает в госбюджет от наиболее богатой части населения, в России ситуация обратная: налоги платят бедные, а пользуются привилегиями отнюдь не бюджетники.
Президент явно хочет, чтобы качественное изменение уровня жизни затронуло основную массу населения, а не членов «клуба-25», который ещё год назад обозначался как «клуб-17». Именно поэтому, на мой взгляд, Путин и решил упрочить структуры, ответственные за пополнение казны, и отпустил «в свободное плавание» те ведомства, за кем числились распределительные либо сугубо управленческие функции.
Надо сказать, что новации Президента ложатся на подготовленную почву. Скажем, в Свердловской области тот же «Союз бюджетников Урала» в своей программе записал идентичные позиции, да и областные депутаты уже настаивали на реформировании чиновных звеньев региональной власти.
При верном выборе есть гарантия,