Дата: 17.10.2002

И волки сыты, и овцы целы

Как и ожидалось, скандалы на выборах в Красноярском крае и Нижнем Новгороде дали новый импульс для дискуссии о необходимости пересмотра процедуры выборов глав российских регионов. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков заявил, что система выборов глав регионов должна быть изменена, и избирать руководителей субъектов надо через региональные парламенты.

«Принцип заключается в том, что глава государства предлагает законодательному собранию субъекта на пост губернатора свою кандидатуру», – сказал Аяцков в интервью «Интерфаксу» во вторник. «Выборщики в лице местных парламентариев утверждают эту кандидатуру, либо отвергают ее. Такая система намного дешевле обойдется государственной казне, а избранный губернатор будет острее чувствовать свою ответственность», – добавил саратовский руководитель. В то же время, по его словам, избранный через местный парламент по предложению главы государства губернатор назначает, в свою очередь, глав муниципальных образований и мэров городов.

Саратовский губернатор вообще известен своими нестандартными взглядами на многие проблемы современной политической жизни. Но в данном случае дело может быть не просто в реакции на известные скандалы. С одной стороны может показаться, что Аяцков рубит сук на котором сидят главы российских регионов. Отмена традиционных выборов может стать мощным ударом по самостоятельности субъектов федерации. Но с другой стороны речь может идти лишь о трансформации существующей системы власти, которая станет взаимоприемлемым компромиссом между федеральным центром и региональными элитами.

Самым неприятным для регионов стал бы поворот к назначению губернаторов, о чём Кремль видимо всё–таки в тайне мечтает и в чём, несомненно, есть свои позитивные моменты. Собственно это логически укладывается в идею об укреплении вертикали власти и может уверенно мотивироваться тем разрушительным бардаком и вседозволенностью, которые царят в регионах, по крайней мере, в период избирательных кампаний. Однако такой поворот событий действительно оказался бы смертельным для региональных элит.

Понимая это, Аяцков в качестве компромиссного варианта предлагает уйти от избирательных скандалов, но с сохранением веса региональных элит. В случае реализации его предложения с одной стороны резко уменьшается количество возможных вариантов на региональных выборах, местный политический процесс становится более структурированным и предсказуемым, повышается роль Кремля, который в законодательном порядке, а не из–за кулис, предлагает своего кандидата. Но одновременно последнее слово сохраняется за региональной элитой, так как именно её представители формируют местные парламенты.

Более того, роль местных элитных группировок даже повышается. Во–первых, в значительной мере ограничивается возможность различных «варягов» в виде федеральных ФПГ влиять на принятие решений. Объективно прямое участие кандидатов от олигархов будет затруднено. Фигуры конкретных людей надо будет согласовывать с одной стороны с Кремлём, а с другой именно с местной элитой. Это на руку и Москве, и регионам. Просто больших денег и наёмных политтехнологов уже будет недостаточно для участия в выборах. Во–вторых, политический торг и со стороны Кремля, и со стороны различных бизнес группировок переместится на уровень переговоров непосредственно с региональной элитой, что автоматически повышает её статус и влияние. Одновременно отсекаются и различные несистемные кандидаты. К тому же за некоторое уменьшение поля для манёвра, региональные лидеры получают право назначать глав муниципальных образований.

Учитывая то, что в большинстве случаев региональные органы законодательной власти вполне лояльны власти исполнительной, больших возражений на местах по поводу такого предложения быть не должно. Напротив, для многих глав регионов такая система была бы желательна, так как Москва при этом будет понимать, что кандидатуру совершенно не имеющую поддержку в среде местной элиты предлагать, бесполезно и лучше прийти к компромиссному вариа
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать