Нынешние выборы в областной парламент показали, что в политику пошел тот сегмент бизнеса, который ранее ею не интересовался. Причем такие кандидаты имеются как в блоках, созданных при содействии областных властей («Наш дом — Урал»), так и в оппозиционных («Партия возрождения России»).
Гвозди бы делать из этих людей
Если в олигархи, а вернее в кассиры, назначала власть, то бизнесмены новой волны — это те, кто уцелел после «револьверного лая», выжил после посещений налоговых инспекторов и переварил прочие прелести предпринимательства по-российски.
Им не достались самые лакомые кусочки собственности, так как последние делились в основном прежней номенклатурой. И потому им пришлось подниматься либо с мелкорозничной торговли, максимум пара палаток, либо шитья трусов, либо извоза и всего такого.
Самые ушлые из них сразу подались в областную глубинку, где еще оставались бесхозные заводики. Хоть они и стояли, но тем не менее их продукция, например, стеклянные бутылки, стройматериалы, была востребована на рынке. Низкая себестоимость производства, достигаемая за счет маленьких по екатеринбургским меркам зарплат, ухода от налогов и подношений местному начальству, позволяла иметь кой-какую прибыль.
Кстати, как «большие», так н «маленькие» очень скоро почувствовали, что в российских условиях невозможно вести бизнес без участия в политике. Наиболее яркий пример этому «восстание» местных олигархов против «нравственного налога», с инициативой введения которого выступил губернатор Эдуард Россель.
Причем взбунтовались даже самые верные, те, кто своим волшебным превращением из кассиров в олигархи был обязан лично Эдуарду Эргартовичу. Но взъярившийся от такой черной неблагодарности губернатор тем не менее был вынужден отступить. Понятно, что на таком яром фоне не столь заметны были потуги мелкого и среднего бизнеса привести к власти где-нибудь в Артях или Тугулыме каких-нибудь вменяемых людей.
Обратили же внимание на «маленьких» бизнесменов, когда они организованно выстудили против попыток областных властей разорить их путем увеличения налоговой нагрузки. В связи с чем крайне любопытно проследить за эволюцией созданного для этого представителями малого и среднего бизнеса Союза участников потребительского рынка (СУПР) «Альянс».
Правильным путем идете, товарищи
С самого начала предполагалось, что «Альянсу» суждена долгая жизнь. Его задачей было добиться отмены налога с продаж и введения единого налога на вмененный доход в Свердловской области — после чего благополучно скончаться.
Особую же тревогу у мелкого н среднего бизнеса вызывал налог с продаж, Несмотря из свою малость — 5 процентов — он отнимал значительную часть прибыли у предприятий, которая могла бы пойти на их развитие. По их мнению, ликвидация такого налога способствовала бы стабилизации потребительских цен и увеличению покупательской способности населения.
Отсутствие же единого налога на вмененный доход, по экспертной оценке, привело к тому, что в 2003 году каждое второе торговое предприятие в Свердловской области оказалось убыточным. Тогда как наличие оного налога стимулирует вывод бизнеса «из тени».
Но что интересно: добившись поставленных целей - с 1 января 2004 года отменен налог с продаж, а в ноябре 2003 года Облдума приняла закон «О едином налоге на вмененный доход в Свердловской области», - «Альянс» не прекратил своего существования, как это предполагалось ранее. Более того, стал заниматься вопросами, так сказать, общеполитического значения.
Например, выяснилось, что самим предпринимателям невыгодно платить, своим работникам зарплату «в конвертах». К чему их вынуждает высокая ставка единого социального налога (ЕСН). По оценке «Альянса», 40% бизнесменов идут на такое нарушение. Простая арифметика: легальная зарплата в 6 тысяч рублей я месяц требует от хозяина потратить с учетом ЕСН и подоходного налога уже 9 тысяч рублей, Понятно, что здесь выигрывает не добросовестный бизнесмен, который предпочитает заплатить те же 9 тысяч рублей своему работнику, но в конвер