В Свердловской области о развитии внутреннего туризма говорят уже много лет, и всегда казалось, что «не взлетит». Жителям региона порой трудно было поверить, что сюда кто-то может по своей воле приехать отдыхать или развлекаться. Но по мере того, как возможностей съездить за границу становится все меньше, волей-неволей начинаешь думать о том, где бы отдохнуть у себя. Ветер, кажется, подул в паруса властей, и их мечты о туризме становятся реальностью.
За последние пару лет всевозможных туристических проектов на Урале было заявлено очень много. Авторы идей ищут инвестиции, бизнес изучает варианты, власти стараются поддержать все по максимуму. Из всего многообразия мы решили выделить пять проектов, которые могут со временем принести славу региону.
«Шувакишская слобода»
Амбициозный проект «Шувакишская слобода» был презентован совсем недавно на заседании Совета неравнодушных горожан в Екатеринбурге. Идея состоит в том, чтобы построить в старинном поселке Шувакиш под Екатеринбургом тематический парк, модель уральской деревни, в которой туристы могли бы почувствовать дух Урала. В парке должны появиться мельница, кузня, часовня и музей под открытым небом. Власти уже задумались о том, чтобы перенести в Шувакиш деревянные памятники архитектуры из Екатеринбурга.
У проекта есть неоспоримые плюсы. Во-первых, близость к Екатеринбургу и транспортная доступность — приехать туда можно хоть на электричке, хоть на машине примерно за полчаса. Таким удачным расположением другие проекты похвастаться не могут. Во-вторых, в реализации проекта участвует Свердловская железная дорога с ее экономическими аппаратными ресурсами.
К сложностям, с которыми могут столкнуться авторы проекта, можно отнести необходимость поиска уникальной идеи, «фишки», которая отличала бы «Шувакишскую слободу» от других подобных инициатив. Хотя поселок Шувакиш даже старше Екатеринбурга, для многих его название мало что говорит. Это значит, что для привлечения масс туристов еще нужно будет придумать какую-то свою мифологию.
Перевал Дятлова
Перевал Дятлова не нуждается в представлении. Одна из самых загадочных историй не только Урала и страны, но и всего мира. Гибель девяти туристов на севере Свердловской области до сих пор не дает покоя пытливым умам.
В последние годы власти стали задумываться о том, нельзя ли извлечь из этого экономическую выгоду, превратив перевал в туристический объект. В 2023 году об этом уже заговорили всерьез, планы обсуждаются на уровне губернатора и его заместителей.
«Для повышения доступности туристических локаций в планах — развитие транспортного сообщения. Рассматривается возможность запуска электрички до ближайшего к перевалу Дятлова посёлка. Также для удобства туристов планируется открытие визит-центров в Ивделе и Вижае», — сообщали недавно региональные власти.
Слабые места этого проекта очевидны — это удаленность и труднодоступность самого перевала. У группы Дятлова ушло много дней, чтобы добраться дотуда. Конечно, сейчас стало попроще — можно ехать на снегоходах или квадроциклах. Но получится ли сделать турпоток к перевалу по-настоящему массовым? Что еще может привлечь туда туристов, кроме склона горы, на котором таинственно погибли люди? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.
«Старый Демидовский завод»
Проект «Старого Демидовского завода» собираются реализовать в Нижнем Тагиле. В самом центре города расположен бывший металлургический завод — огромная промплощадка, на которой ржавеют старые цеха. Долгое время попасть туда было очень сложно — местные жители, да и туристы предпочитали проникать на территорию нелегально, буквально через «дыру в заборе».
И только сейчас власти поняли, какой потенциал скрыт в этом объекте, и начали готовить проект превращения завода в туристическое пространство. Для разработки пригласили бюро, которое участвовало в создании парка «Зарядье» в Москве и «Новой Голландии в Санкт-Петербурге». Деньги выделяет компания ЕВРАЗ. Бывший завод хотят превратить в современное пространство с парком, велодорожками и образовательным центром для детей.
Но если к туристическому потенциалу старого завода вопросов нет, то к Нижнему Тагилу в целом они есть. Местным властям нужно сделать еще много для того, чтобы город стал комфортнее для туристов. Это касается и гостиниц, и транспорта, и общепита, а самое главное — экологии. Кроме заброшенного завода в городе есть еще и множество действующих, дым от которых видишь и вдыхаешь сразу, как въезжаешь в Нижний Тагил.
«Пристань Гари»
О развитии туристического потенциала поселка Гари стали говорить совсем недавно в связи с его 400-летием. Действительно, старинный населенный пункт в уральской глубинке мог бы привлечь туристов.
Уже в этом году власти отчитались об открытии туристического центра «Пристань Гари». Туристам обещают «возможность увидеть заповедную, нетронутую природу севера Свердловской области, научиться ловить рыбу, а также посетить духовную столицу Урала».
Все это звучит красиво и притягательно, но есть как минимум одно но: Гари — это очень, очень далеко. Мало того, туда практически нет дорог, а до населенных пунктов в этом районе можно добраться только по воде. Собственно, лишь любители многодневной рыбалки до недавних пор могли насладиться этими местами.
В общем, сама по себе идея открыть Гари и в целом северо-восток области для туристов — хорошая и перспективная. Но она требует огромных вложений в инфраструктуру, особенно в транспортную. Пока этого не произойдет, туризм в Гари будет чем-то эксклюзивным и экзотическим.
«Большая Сысерть»
Проект «Большая Сысерть» самый известный и понятный в этом списке. О нем говорят уже несколько лет, им плотно занимаются власти. Однако не упомянуть его все-таки нельзя.
В рамках проекта предполагается восстановить исторический центр Сысерти, создать многофункциональный культурно-образовательный центр. В «Большую Сысерть» входят и парк «Бажовские места» с искусственным озером Тальков Камень, и кластер «На заводе», и «Парк сказов» в Арамили.
Впрочем, такая пестрота и многообразие могут сбить с толку. Кажется, что у вдохновителей проекта все-таки не хватает какой-то общей оригинальной идеи, которая объединила бы все составляющие, была понятная для туристов и привлекала их сама по себе (на одном Бажове все-таки далеко не уедешь). Пока же все больше держится на энтузиазме местного мэра и его команды, но это, как мы понимаем, ресурс не вечный и исчерпаемый.
«Политсовет»