Дата: 16.02.2023

«Памятник, который надо изучать». Как понимать слова митрополита Евгения про Шигирского идола

В Екатеринбурге — новый поворот в разговорах о Шигирском идоле, самой древней на Земле деревянной скульптуре, хранящейся в столице Урала. Впервые развернутый комментарий про этот уникальный артефакт дал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

Хотя Шигирскому идолу, как выяснили ученые, больше 11 тысяч лет, в Екатеринбурге его активно обсуждают только последние два года. В какой-то момент эти разговоры неожиданно приобрели политический и конфликтный оттенок усилиями немногочисленных православных активистов, которые увидели в интересе к Шигиру попытки чуть ли не возрождения язычества и борьбы с православием. Тем важнее было заявление митрополита Евгения, на котором есть смысл остановиться подробнее.

«Памятник, который надо изучать». Как понимать слова митрополита Евгения про Шигирского идола

Свою позицию глава Екатеринбургской епархии озвучил во время «Прямой линии» на телеканале ОТВ. Во-первых, митрополит признал и древность Шигира, и его значимость как исторического артефакта.

«Это памятник, который действительно удивительным образом был обретен. Он сохранен, изучен. И еще, я думаю, что он десятилетия будет изучаться. И сказать, что его нет — ну как, это артефакт», — сказал архиерей.

«Памятник, который надо изучать». Как понимать слова митрополита Евгения про Шигирского идола
Кадр из передачи «Прямая линия» на телеканале ОТВ

При этом Евгений тут же оговорился, что истинное предназначение идола и то, был ли он вообще идолом, до сих пор точно не установлено.

«Кстати, до сих пор не установлено назначение — что это. Это кто-то вырезал скульптуру своей бабушки? Или это палка-копалка, прялка? Или это какой-то объект религиозного культа? Надо изучать», — пояснил он.

Это именно то, о чем говорят и ученые, и общественники, которые сейчас проявляют интерес к Шигиру. Мы не знаем, с какой целью древние уральцы 11 тысяч лет назад создали и поставили эту статую. Название «идола» она получила очень условно — по аналогии с более поздними идолами, дошедшими до нас. Но есть, например, версия, согласно которой это мог быть пограничный столб.

И этот аргумент парадоксальным образом обезоруживает именно противников Шигира. Возможно, он никогда не был идолом и никаких религиозных функций не имел — никто на этом не настаивает и не собирается ему этот религиозный смысл придавать. И если он был палкой-копалкой, то зачем тогда с ним бороться?

Как и положено представителю православного духовенства, митрополит высказался против создания культа вокруг Шигира.

«Но сегодня слёту говорить: а давайте мы будем делать некий культ вокруг этого идола... Я видел в детском садике постановки ставят — «Ты, Шигир, нам помоги» — и показывают, как предполагаемые наши предки совершали поклонение этой палке-деревяшке. Но мы же не ходим в лес, пням не поклоняемся. Мы нормальные люди XXI века. Поэтому мы должны цивилизованно относиться к этому артефакту. Он есть. Его надо изучать», — заявил он.

Но, как уже говорилось, никто никакого культа и не создает. Никто в Екатеринбурге всерьез не говорит о том, что идолу нужно поклоняться или молиться. Никто этого и не делает. Его просто хотят сделать частью культурной жизни города, привлекать с его помощью туристов, создавать на его основе сувениры и айдентику.

Использованию Шигира как символа была посвящена вторая часть ответа митрополита. Глава Екатеринбургской митрополии заявил, что не понимает, как Шигир может стать символом 300-летия Екатеринбурга.

«300 лет жизни Екатеринбурга и то болото, в котором нашли этот артефакт. Я не очень понимаю. Люди, которые строили город, которые создали его как архитектурную достопримечательность, инженерную коммуникацию, культуру, — это я понимаю. А то, что достали из болота... Ну слушайте, давайте мы еще что-нибудь достанем. У меня этой связи нет, поэтому это в мою голову не вмещается — что общего между Шигиром… Ну, может быть, единственное, что он является достопримечательностью, которой, как предполагают ученые, сколько-то тысяч лет. Возможно. Но 300 лет Екатеринбурга и эти тысячелетия — я не очень знаю, я не очень понимаю. Поэтому у меня много вопросов, и, если бы мне задали вопрос, нужно ли сделать Шигира символом, я бы пожал плечами, я не понимаю, зачем это нужно. Я бы не стал делать Шигира символом Екатеринбурга, для меня это необъяснимая логика», — сказал он.

Позиция митрополита звучит вполне логично и взвешенно. Но исходя из его слов можно подумать, что кто-то предлагает сделать Шигира чуть ли не главным символом города и его предстоящего 300-летия. Но про это речи и не идет. Шигир как центральный символ города — конечно, нет. Но может ли он быть одним из элементов в большом символическом ряду, когда речь заходит об истории Екатеринбурга? Почему бы и нет. Может ли он быть одним из узнаваемых образов, которые будут приходить на ум иностранцам, когда они слышат про Екатеринбург? Вполне. Может ли посещение Шигирской коллекции в музее стать частью экскурсионных маршрутов в Екатеринбурге? Тоже да. И это совсем не то же самое, что провозглашение Шигира главным символом города.

К слову, можно обратить внимание, что митрополит Евгений несколько раз называет идола «Шигиром» — это именно так, как предложили назвать его в прошлом году на городском Совете неравнодушных. Идея состоит как раз в том, чтобы не ассоциировать его с идолом, поскольку мы не знаем, был ли он идолом. И то, что новое имя постепенно приживается, дает надежду, что Шигир со временем займет свое место в культурной жизни города — не единственное, не центральное, никоим образом не завязанное на религию, но при этом важное. Тем более что и сам архиерей называет Шигира «достопримечательностью», что уже само по себе предполагает определенный статус и культурную значимость.

Еще один лейтмотив, прозвучавший в словах митрополита, — это непонимание. Слова «не понимаю» архиерей сказал несколько раз. И он тут не одинок. Мы действительно многого не понимаем про Шигира — загадок, связанных с ним, очень и очень много. Но непонимание не означает автоматически непринятия. Непонимание может порождать любопытство, а вслед за ним — серьезные исследования и обсуждения. Это именно то, о чем и задумались сейчас в Екатеринбурге — что Шигира нужно изучать, что про него надо говорить. Но обсуждать и исследовать можно что-то, что имеет ценность. С этой точки и можно начать: признать ценность Шигира для Екатеринбурга, а потом уже думать о том, как мы можем использовать его в жизни современного города. Судя по спокойному и вдумчивому выступлению митрополита, такой подход не должен вызвать у него отторжения.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать