Дата: 13.02.2023

Успокоение гордумы: зачем в Екатеринбурге меняют схему выборов

В Екатеринбурге изменится схема выборов в городскую думу. Уже этой осенью выбирать думу будут по новым правилам: депутатов-одномандатников станет больше, а мест по партийным спискам — меньше. Горожане вряд ли заметят разницу, но для политических элит города реформа может оказаться судьбоносной.

Было — стало

С 2013 года городская дума избиралась по схеме «18 на 18». Половину депутатов избирали по округам, а половину — по партийным спискам. Это, с одной стороны, давало возможность думе сохранять связь с территориями, а с другой — повышало роль партий в политической жизни города.

Разговоры о том, что перед выборами 2023 года от этой схемы откажутся, начались еще несколько лет назад. Интрига сохранялась достаточно долго, и вот уже в феврале 2023 года стало известно, что реформа запущена — соответствующие поправки внесли в областное Заксобрание.

Успокоение гордумы: зачем в Екатеринбурге меняют схему выборов
Фото с официального сайта городской думы Екатеринбурга

Полностью отменять выборы по партийным спискам в Екатеринбурге не стали. Вместо этого будет утверждена достаточно непривычная для города и области схема, при которой 25 депутатов избирается по округам, а 10 депутатов — по партийным спискам. Учитывая, что на места в гордуме претендует 5-6 партий, то большинству из них удастся провести лишь одного-двух списочников. Округа, в свою очередь, станут меньше, что сделает участие в выборах для кандидатов чуть более дешевым, а будущих депутатов формально приблизит к населению.

Списки уходят в прошлое

Хорошо известен простой политологический закон: выборы по округам дают преимущество самым крупным партиям. В западных странах такая схема поддерживает двухпартийную систему, а в России, с учетом местной специфики, играет на пользу одной партии — «Единой России».

Отказ от выборов по партийным спискам стал трендом в середине 2010-х годов, когда существующая в России партийная система оформилась и устоялась. В Свердловской области все города постепенно стали переходить на полностью одномандатные (в некоторых случаях — многомандатные) выборы. Последним это сделал Нижний Тагил, где выборы только по округам прошли в 2022 году. Результат полностью подтвердил описанный выше политологический закон: в гордуме Нижнего Тагила представлены депутаты исключительно от «Единой России».

После нижнетагильских выборов стало очевидно, что Екатеринбург пойдет по тому же пути. Понятно, что руководители «системно-оппозиционных» политических партий выступили категорически против реформы, ведь без выборов по спискам они рискуют вообще остаться без представительства в городской думе. Это лишит их не только политического влияния, но и спонсорской помощи. Партии, которые не могут провести своих депутатов в думу областного центра, никому не интересны.

Чтобы совсем уж не обижать партийных лидеров, был выбран компромиссный вариант — партиям оставили 10 мест и возможность провести одного-двух депутатов. А дальше уже им решать, отдавать эти места спонсорам или своим собственным выдвиженцам.

Партии ни при чем

Кажется, что все просто. Но не совсем. Говоря о Екатеринбурге и о его городской думе, нужно отметить одну очень важную вещь: партийная принадлежность в гордуме зачастую не значит вообще ничего.

Дума, избранная в 2018 году, была очагом политических конфликтов, и эти конфликты затронули почти все фракции. Например, в «Единой России» самым острым был конфликт между спикером гордумы Игорем Володиным и депутатом Алексеем Вихаревым, которого Володин смог сместить с поста председателя комиссии по местному самоуправлению. В «Справедливой России» одновременно состояли представители конфликтующих групп: Александр Колесников и Михаил Вечкензин с одной стороны и, к примеру, Виталий Чачин и Антон Швалев с другой. Точно также в ЛДПР к разным группам влияния принадлежат Дмитрий Николаев и Антон Гусев. В КПРФ конфликт закончился изгнанием из партии депутата Андрея Пирожкова. И только во фракции «Яблоко» раскола не было — но лишь потому, что она состоит из одного депутата Константина Киселева.

Причина такой конфликтности была в том, что в 2018 году гордума была собрана с единственной политической целью — убрать из городской политики Владимира Тунгусова и его сеть влияния. Для этого была создана широкая коалиция, в которую объединилось несколько групп интересов. Для прохождения в думу они использовали списки самых разных партий. Те, кого не удалось провести через «Единую Россию», попали в списки СР и ЛДПР.

Кода вопрос отстранения Владимира Тунгусова от власти был решен, никакой новой объединяющей миссии у думы не осталось, и прошедшие в гордуму группы начали конфликтовать друг с другом, а также с новым мэром Александром Высокинским. Сейчас нет нужды пересказывать всю эту драматичную историю, достаточно лишь сказать, что роль думы в отставке Высокинского была очень большой.

Пришедший на смену Высокинскому мэр Алексей Орлов получил в наследство думу, пораженную глубокими неустранимыми внутренними конфликтами, но при этом способную в полную силу воевать с городской администрацией. Орлову удалось не испортить отношения с думой, но было понятно, что повторять ошибок предшественника он не хочет и постарается в 2023 году сформировать более предсказуемую, спокойную и лояльную думу.

Собственно, для этой цели и затеяна реформа — забыть думу созыва 2018-2023 как страшный сон и заменить ее работающей (с точки зрения администрации) моделью.

Парадокс без парадокса

Здесь может показаться, что мы столкнулись с парадоксом. С одной стороны, мы поняли, что партии в гордуме не играют особой роли и служат лишь фасадом для реальных интересов совершенно других групп влияния. Но, с другой стороны, именно через сокращение партийных списков идет попытка изменить политический дизайн думы. Как так?

На самом деле противоречия нет. Потому что задача состоит в том, чтобы повлиять на результат не в точке голосования, а в точке подбора кандидатов.

Проблема в 2018 году была как раз в том, что кандидаты, которые не смогли выдвинуться от «Единой России», пошли в другие партии. Кто-то из них в итоге прошел по спискам, кто-то — по округам. Но очевидно, что если бы схема пять лет назад была полностью одномандатной или «25 на 10», то и дума была бы другой.

Да, в 2018 году и внутри «Единой России» были кандидаты от конкурирующих групп влияния. Но «Единая Россия» тогда была другой. За пять лет в ней много изменилось — сейчас партийное отделение возглавил лично губернатор Евгений Куйвашев, а мэр Алексей Орлов стал его первым заместителем. Таким образом, хотя формально отбор кандидатов будет идти через открытые праймериз, в реальности контроль за этим процессом со стороны городской и областной власти будет намного сильнее.

Так что изменение схемы выборов — это только одна составляющая реформы. Вторая составляющая — это укрепление позиций «области» и «города» (которые, в отличие от 2018 года, не конфликтуют, а действуют в одной связке, насколько это возможно) внутри ЕР. Именно эти две составляющие должны обеспечить итоговый результат.

При такой конфигурации праймериз ЕР оказываются крайне важны. По их итогам перед городскими властями стоит задача-максимум закрыть все 25 округов своими сторонниками. Если это получится, то цель получить спокойную думу практически достигнута. И даже если контрэлиты смогут поставить своих кандидатов во все партийные списки и смогут победить в нескольких округах, ситуацию это не изменит.

*
Неожиданности, конечно, могут быть — все-таки Екатеринбург еще не утратил способность к сюрпризам в политической жизни. Но, скорее всего, новая схема сработает, как задумано: дума будет лояльной городским властям, но при этом партии будут иметь возможность «сохранить лицо», получат нестыдные проценты и своих депутатов в думе.

При этом стоить помнить, что созыв 2018-2023 года был скорее аномалией, чем закономерностью. Наоборот, до этого екатеринбургская дума всегда была лояльной городским властям, которые фактически формировали ее «под себя». В этом плане, как ни странно, можно говорить о возвращении старой городской традиции, а не о ее нарушении. После бурного пятилетнего всплеска гордума вернется на то место, на котором она всегда и была.

Алексей Шабуров
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать