В Набережных Челнах – одном из крупнейших городов Татарстана – группа активистов набережночелнинского отделения ВТОЦ («Всетатарский общественный центр») разрушила строящуюся часовню во имя Державной иконы Божией Матери. Милиция, приехавшая на место происшествия, задержала нескольких участников акции, которые вскоре были отпущены по домам.
Это сообщение попало на ленты информационных агентств и страницы некоторых газет, однако не было замечено федеральными телеканалами. Как выяснилось, данный акт вандализма – лишь очередной эпизод настоящей войны экстремистов из ТОЦ против еще не построенной православной часовни. Как рассказал протоиерей Олег Богданов, настоятель храма св. Космы и Дамиана в Набережных Челнах, «сначала татарские националисты поджигали деревянное здание часовни. Потом, прошлым летом, разворотили площадку, приготовленную под новый храм. Нам не давали восстанавливать ее. Даже ложились на дорогу, не пропуская нас к месту строительства». И вот 2 октября обнаглевшие от безнаказанности погромщики разрушили полутораметровую кладку стен строящейся по соседству с городским парком Победы часовни.
То, что это событие произошло в Набережных Челнах, в общем–то, совершенно не удивилтельно. Красивое, поэтичное название этого города на Каме, известного всей стране грузовиками КамАЗ, на протяжении последних лет не раз попадало в сводки новостей в компании с нехорошими словами «экстремизм», «ваххабизм» и «терроризм».
Впервые это произошло в «чёрном сентябре» 1999 года, когда были обнародованы имена подозреваемых в организации взрывов домов в Москве. Среди них был назван Денис Сайтаков, обучавшийся сначала в местном медресе «Йолдыз», а затем проходивший «практику» в лагерях Хаттаба под Урус–Мартаном. Чуть менее известны другие истории...
1 декабря того же года в Кировской области были взорваны нитки сразу двух магистральных газопроводов. Оперативники ФСБ выяснили, что к взрывам причастен некий Иван Бабушкин. В 1998 году Бабушкин, приняв ислам, поступил в Набережных Челнах в медресе «Йолдыз», где стал ваххабитом. В этом городе он и был задержан с поличным. К преступлению оказались причастны еще несколько жителей Татарстана и Башкирии, обучавшихся в Набережных Челнах. Задержанные ваххабиты признались, что работали по приказу полевых командиров из Чечни, а взрывы газопроводов – это часть «джихада».
Позже несколько бывших жителей Набережных Челнов были опознаны на пленке с записью выступления Басаева и Хатаба перед боевиками в Чечне. Причем среди них были не только мусульмане по рождению, но и «новообращенные». По некоторым данным, в отрядах чеченских боевиков находится не менее 50–ти бывших «шакирдов» из «Йолдыз».
И наконец, весной 2002 года стало известно, что среди талибов, захваченных американцами в плен в Афганистане, на базе Гуантанамо (Куба) находится житель города Набережные Челны Алмаз Шарипов (позже выяснилось, что его настоящее имя Шамиль Хажиев, и он бывший милиционер из Башкирии, но американцам он представился именно как житель Н. Челнов – к чему бы это?). Один из лидеров ТОЦ в Набережных Челнах Рафис Кашапов заявил, что в американском плену сейчас находится, по крайней мере, еще один бывший житель города на Каме – некий Айрат Вахитов, отрекомендованный как идейный вдохновитель всё того же ваххабитского медресе «Йолдыз».
Как отмечает казанский журналист Дмитрий Михайлин, не случайно «в качестве форпоста ваххабиты избрали не Казань и не какой–либо другой город республики, а Набережные Челны – город, на 95 процентов состоящий из людей «пришлых». Хотя почти все названные молодые люди приехали в Набережные Челны из других мест, но стали тем, чем стали – именно там.
Каким же образом город «КамАЗа», бывшая гордость СССР и Татарстана, «всесоюзная ударная комсомольская стройка», на которую съезжалась молодежь всей страны, превратилась в поставщика исламских экстремистов? Начало этому было положено еще в те времена, когда сотни тысяч будущих автомобилестроителей селили в однообразных панельных зданиях, соста