Идея использовать уникального Шигирского идола для продвижения Екатеринбурга обретает конкретные очертания. В дополнение к неформальному комитету, созданному в феврале, появилась и стратегическая концепция такого продвижения. В ее центре — не просто идол, а целая вселенная его имени.
Шигирские сверхзадачи
О том, как артефакты Шигирской коллекции можно использовать для продвижения Екатеринбурга, речь шла на заседании городского Совета неравнодушных (официально он носит название Совет по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга).
Сама по себе идея кажется беспроигрышной. Шигирский идол — уникальный артефакт, древнейшая на Земле деревянная скульптура, таящая в себе множество загадок, связанных с историей не только Урала, но и человечества в целом. Ни у одного другого города в мире такого объекта нет. Его можно поставить в один ряд с египетскими пирамидами, Стоунхенджем и истуканами с острова Пасхи. Удивительно скорее то, что позвать Шигира на помощь в продвижении Екатеринбурга решили только сейчас.
Одна из инициатив, обсуждавшихся на Совете, состояла в том, чтобы постепенно уйти от использования слова «идол». Вопреки заголовкам СМИ, никто переименовывать артефакт не будет — Большой Шигирский идол останется самим собой. Речь шла о том, чтобы рассматривать Шигирскую коллекцию более широко — как отголосок уникальной цивилизации, который может дать нам новый язык для продвижения Екатеринбурга. Большой идол — самая известная часть этой цивилизации, но не единственная. Существует также и Малый Шигирский идол, и множество других уникальных артефактов, найденных вместе с ними.
Чтобы показать, как это может работать на практике, на Совете неравнодушных презентовали стратегическую концепцию продвижения Екатеринбурга через Шигирскую коллекцию. Она получила название Shigir.Universe — «Шигирская вселенная».
Фрагмент презентации
Работу в рамках стратегии предлагается вести по нескольким основным направлениям: искусство (Shigir.Art), наука (Shigir.Science), музеи (Shigir.Museum), бизнес (Shigir.Business), брендинг Екатеринбурга (Shigir.Ekb) и продвижение в мире (Shigir.World).
«Наша сверхзадача — создание обособленного музейного комплекса с развитой туристической инфраструктурой, сферой гостеприимства. Чтобы люди сюда приезжали и видели не единичный экспонат, а видели целый парк, сделанный на лучшем мировом уровне», — рассказал автор концепции, медиаменеджер и член Совета неравнодушных Евгений Потапов.
По каждому из направлений предлагается конкретный план действий. Например, предполагается создать сайт, посвященный Шигирской коллекции. Для того чтобы образы из нее можно было использовать бизнесменам, необходимо провести юридическую работу, подготовить правовую базу. Кроме того, образам можно найти применение и в городском пространстве — например, в навигации, указателях, объявлениях.
Фрагмент презентации
Среди других сверхзадач — «содействие предпринимательским инициативам, направленным на продвижение Шигира и создание бизнесов, связанных с ним»; «позиционирование Шигира как артефакта мирового значения и продвижение на иностранных языках»; «формализация и продвижение научной школы, проведение регулярных научных конференций».
История и практика
Члены Совета неравнодушных не остались равнодушными к «Шигирской вселенной» и включились в обсуждение концепции. Все согласились с тем, что уникальная коллекция артефактов является огромным преимуществом Екатеринбурга, и что этим преимуществом необходимо пользоваться.
«Через Шигира мы получаем еще один очень важный дополнительный инструмент и ресурс. Мощные символические пласты нам жизненно необходимы, и Шигир нам позволяет уйти в 12-тысячелетнюю историю жизни Урала», — сказал общественник и исследователь Урала Дмитрий Москвин.
Дискуссия при этом развернулась вокруг частных вопросов — допустимо ли применять латиницу в брендировании, не ущемляет ли использование названия «Шигир» права жителей одноименной местности.
Впрочем, как подчеркнул по итогам дискуссии директор Института истории и археологии УрО РАН, член-корреспондент РАН Игорь Побережников, никаких противоречий между профессиональными историками и энтузиастами продвижения Шигирской коллекции нет.
«Надо сохранять взаимодействие и связь между доменом науки и ненаучным доменом. Ученые-археологи и музейные сотрудники очень много сделали, создали предпосылки, чтобы мы заговорили о придании новой жизни, нового импульса этой коллекции. Они доказали, что это действительно древнейшая антропоморфная скульптура, что она имеет неоспоримую исключительность в ряду древних памятников. Она, по сути, позволяет пересмотреть и делает вызов устоявшемуся в научном сообществе представлению, что все, что касается символизма, осмысления окружающего мира, пришло из зоны регионов Ближнего Востока. На самом деле очевидно, что такие очаги были и в других частях мира, и у нас на Урале тоже. Мы в этом плане не отстаем», — сказал ученый.
По словам Побережникова, для дальнейшего продвижения необходимо объединить усилия науки, власти и бизнеса.
«Мы уже говорили, что надо создать Шигирскую научную копилку, чтобы можно было постоянно соотносить процесс продвижения с научными результатами, научными достижениями, чтобы были какие-то рамки. Я думаю, что совместными усилиями науки и музеев, бизнеса, власти мы сможем придать импульсы нашему памятнику и коллекции. Я думаю, что все в наших силах и победа будет за нами», — полагает историк.
Энтузиазм ученого поддержал и глава Екатеринбурга Алексей Орлов, одобривший предложенную концепцию.
«Это то наследие, которое нам поможет позиционировать Екатеринбург в мировом пространстве. Это основная тема сегодня. Я считаю, что тема абсолютно правильная и сама концепция имеет право на жизнь как серьезнейший элемент продвижения Екатеринбурга», — заявил градоначальник.
«Политсовет»