Администрация президента РФ готовит реформы государственной власти и местного самоуправления. Главным принципом последней будет «самоуправление снизу». Законодатели Приволжского округа сомневаются, что Россия к нему готова.
3-4 октября в Перми проходило заседание Ассоциации руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ, входящих в Приволжский округ. На нем законодатели ПФО вместе с представителями Госдумы, Совета Федерации и заместителем руководителя Администрации президента России Дмитрием Козаком обсуждали концепцию реформ государственной власти и органов местного самоуправления. Разгоревшиеся во время заседания дискуссии, по словам председателя Законодательного собрания Нижегородской области Евгения Люлина, «привели к просветлению в мозгах всех участников».
В результате появились два проекта закона. Первый: «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ». Второй: «Реформирование органов местного самоуправления».
Эти законы разрабатывались в течение года. Их автор – комиссия Дмитрия Козака при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
По замыслу комиссии Козака, местное самоуправление в России должно быть перестроено по принципу европейского. Орган исполнительной власти какого-то населенного пункта должен сам давать полномочия и себе, и вышестоящему органу. В законе это прописано так:
Существует три типа муниципальных образований. Первый и главный – это муниципалитет. Численность населенного пункта (села или поселка), над которым он стоит, не должна быть меньше 1 тысячи жителей, иначе в него будут входить несколько населенных пунктов. Муниципалитет отвечает за собственную жизнедеятельность: за дороги, жилье, ЖКХ, имеет свой бюджет.
Второе муниципальное образование – это муниципальный округ. В него входит территория из нескольких муниципалитетов. Последние наделяют его определенными правами и полномочиями. Например, велят разрабатывать целевые районные программы и решать проблемы с транспортом.
И третье – это муниципалитеты с правами муниципального округа, которые стоят над городами областного значения. Разработчики закона «Реформирование органов местного самоуправления» говорят о том, что реализация его будет растянута на несколько лет.
Законы о государственных органах субъектов РФ принимались в начале и середине 90-х годов. Многие законодатели считают их непричесанными и бессистемными, потому что в различных регионах страны законодательные и исполнительные органы работают по-своему, а Уставы областей и Конституции республик зачастую противоречат федеральному законодательству. Закон о принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов России должен расшифровать функции всех органов государственной власти и привести их в систему. Дмитрий Козак уверяет, что уже в этом году закон будет внесен в Госдуму и «оперативно принят». Больших дискуссий закон на Ассоциации руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ, входящих в Приволжский округ, не вызвал.
По этому закону, высшим, единственным и постоянно действующим органом субъекта Федерации является областное Законодательное собрание. Оно имеет обособленный от областного бюджет. В функции Законодательного собрания входит принятие законов и нормативных актов области или республики, утверждение и контроль за расходованием бюджета, принятие региональных программ, утверждение системы и структуры исполнительной власти, назначение даты местных выборов и референдумов, утверждение всех Договоров и Соглашений органов исполнительной власти, вынесение решения о доверии (недоверии) высшему должностному лицу области и др.
В законе также прописаны причины и порядок отзыва губернатора и взятия полномочий управления областью (республикой) федеральной властью. Проект этого закона преду