Новости последних дней: из России окончательно решили уйти компании Ericsson и Nokia. Они входили в число крупнейших поставщиков телекоммуникационного оборудования, наряду с китайской компанией Huawei. Китайцы пока об уходе из России не говорили, но уже известно, что Huawei намерена соблюдать санкции, введенные против российских банков, и будет удалять приложения этих банков из своего магазина.
В общем, российские телекоммуникационные компании — интернет-провайдеры, мобильные операторы — вскоре могут остаться без оборудования. И когда нынешнему оборудованию потребуются ремонт или замена, сделать это будет невозможно. А значит, мобильная связь и интернет станут хуже, если вообще не пропадут.
Понимание этого есть как у игроков рынка, так и государства. Именно поэтому еще несколько недель назад Минцифры РФ призвало операторов отказаться от безлимитных тарифов на мобильный интернет. Причина понятна — безлимит создает огромную нагрузку на оборудование и приводит к его быстрому износу. Поэтому, чтобы оттянуть возможный цифровой коллапс, трафик нужно сократить.
Пользователи вряд ли заметят изменения сразу, но постепенно им придется привыкать к новым реалиям. Мобильный интернет станет медленнее и дороже. Вслед за ним то же самое может произойти и с проводным интернетом.
Но это еще не все. К этому нужно прибавить блокировку в России популярных соцсетей, где миллионы россиян общались, развлекались, учились и зарабатывали деньги. Сюда же — невозможность использовать лицензионные программные продукты, которые станут недоступны россиянам из-за санкций.
В итоге россиянам придется возвращаться в офлайн. И сделать это нужно будет всего через два года после того, как пандемия ковида, наоборот, вынуждала всех привыкать к онлайн-жизни. Только-только все привыкли к онлайн-лекциям, онлайн-совещаниям и даже онлайн-заседаниям депутатов, как теперь придется переучиваться обратно.
Такая перестройка жизни неизбежно поставит вопрос о поисках новых форм социальной активности и новых способах коммуникации. Не онлайн, а офлайн.
Те, кто сетовал на исчезновение из жизни живого общения, могут возрадоваться. Оно вернется. Но встанет вопрос — умеем ли мы общаться вживую, и как мы можем это организовать.
Например, очевидно, что офлайн-реклама не сможет заменить рекламу в социальных сетях. Психологи, астрологи, диетологи, мастера маникюра, активно рекламировавшие свои услуги в интернете, вряд ли будут покупать рекламу на телевидении или на улицах — слишком дорого и эксклюзивно. Не придется ли в этом случае возрождать к жизни газеты бесплатных рекламных объявлений? Звучит как шутка, но на самом деле нет.
Если говорить о замене соцсетей в плане общения, то уже всерьез начали говорить о возрождении клубов и салонов, где собирались бы люди, объединенные либо общими интересами, либо общим социальным статусом.
«Мы в чем-то воспроизведём… историю салонного Петербурга или Москвы XIX века, когда информация распространялась очень быстро, но не через медиа, а через салонную культуру. Люди встречались, общались, сформировали круг просвещённого общества, которое помогало… распространять смысл», — говорил на недавней дискуссии «Сверхновое медийное пространство» вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Алексей Фирсов.
По мере ухудшения работы интернета таких рассуждений будет все больше. Самые предприимчивые наверняка подсуетятся и первыми организуют такие салоны, которые при должном подходе к делу действительно могут стать востребованными в крупных городах.
Есть, правда, и недостатки. Салоны в любом случае будут уделом элиты, у которой есть время и прочие ресурсы для подобного общения. Информационное равенство, которое пришло к нам вместе с эпохой соцсетей, закончится. За этим неизбежно пойдут социальные и политические последствия, которые пока сложно предсказать.
Будет проблема и для государства: контролировать политическую активность офлайн сложнее, чем онлайн. Только-только государство научилось эффективно блокировать интернет-ресурсы и отслеживать распространение контента в соцсетях, как политическая жизнь снова может уйти в офлайн. Это опять же сделает политическое общение более элитарным, но и более непроницаемым для государства. И тут, конечно, есть свои риски.
Вход на информационно-политический рынок в последние годы был дешевым как никогда: каждый человек с доступом к интернету мог стать сам себе журналистом и сам себе политиком, а также сам себе рекламным агентом. Теперь этот вход снова будет дорожать. Это будет проблемой для тех, кто хочет на рынок войти. Но с другой стороны — снова будут востребованы услуги тех, кто обеспечивает работу этого рынка. Это в первую очередь традиционные СМИ, а также те технологи и пиарщики, которые не забыли, как работать в реальном, а не виртуальном «поле». Самое главное — уже сейчас понять контуры новой реальности и начать готовиться к жизни в ней.
Алексей Шабуров