Дата: 11.04.2022

Технология «осадочка»: как новая политическая реальность повлияет на бизнес-войны

Новая реальность, в которой теперь живет Россия, изменит многое не только в политике и экономике, но и на рынке пиара. Прямо сейчас мы можем наблюдать появление достаточно жесткой технологии конкуренции в бизнес-среде — когда конкурента будут обвинять в (мнимой) связи с условной «партией мира».

Теория

Само по себе применение политических аргументов в экономической борьбе не новость. Случаев, когда бизнес-структуры использовали политиков для продвижения своих интересов, не счесть. Точно так же есть масса примеров, когда тем или иным компаниям приписывали политические связи, чтобы опорочить их. Обвинение конкурента в том, что он финансирует оппозицию, да еще и несистемную, — это классика пиар-войн.

Но сейчас, в новой реальности, все изменилось. Самое главное — существенно выросли ставки. Оппозиционные силы, которые не поддерживают внешнеполитический и внутриполитический курс власти, фактически приравнены к предателям. Те, кто не уехал из страны, находятся чуть ли не в полулегальном положении. Для любого более или менее крупного бизнеса поддержка таких сил стала невозможной. А обвинение в такой поддержке — серьезный удар, который сулит не только временные неприятности, но и полный разгром.

Технология «осадочка»: как новая политическая реальность повлияет на бизнес-войны

И хотя представить, что крупные и вменяемые бизнесмены будут сейчас давать деньги либеральной оппозиции, практически невозможно, таких обвинений, наоборот, будет звучать все больше и больше. Уж слишком велик соблазн одним махом уничтожить конкурента.

Легко представить, как будет работать такая технология. Через СМИ или соцсети будет публиковаться информация о старых связях условного бизнесмена А с условным политиком или общественником Б, который не поддерживает власть. В небольших (да и больших) городах все друг друга знают, и найти такую связь будет нетрудно. И дальше делается вывод — раз когда-то между А и Б была связь, то нет ли оснований подозревать, что и сейчас А поддерживает и финансирует «предателя» Б?

А дальше начинает действовать классический принцип «ложечки нашлись, а осадочек остался». Пусть бизнесмен А доказывает, что не имеет никакого отношения к политику Б. Даже если докажет, все равно на него продолжат косо смотреть и думать, что что-то тут нечисто. Да и в принципе, доказать, что чего-то нет, бывает очень сложно.

Выгода для третьей силы, которая устроит такую нехитрую пиар-операцию, будет очевидной. Конкурент опорочен и вынужден тратить массу ресурсов на то, чтобы доказать, что он не предатель. И это не говоря уже о более серьезных неприятностях, которые сулит подозрение в «непатриотической» позиции.

Практика

Как будет работать такая технология на практике, можно наблюдать прямо сейчас в Екатеринбурге. В роли «мишени» оказалась крупная строительная компания «Атомстройкомплекс», которой приходится отбиваться от обвинений в связях с местной оппозицией.

Буквально в течение нескольких последних дней в адрес компании прозвучал целый ряд обвинений — в связях с депутатом гордумы Екатеринбурга Константином Киселевым, общественницей Анной Балтиной и заблокированным порталом It’s My City.

Если раньше такие обвинения оставались на локальном уровне и не грозили ничем по-настоящему серьезным, то теперь все подается не иначе как поддержка «антиправительственной» деятельности. При этом никаких реальных доказательств приводить даже не требуется — достаточно сослаться на слухи трех-четырехлетней давности. И чем старее история, тем даже лучше — сейчас никто уже не будет разбираться, реально ли «Атомстройкомплекс» когда-то поддерживал политическую активность Балтиной и действовал ли хоть раз Киселев в интересах компании.

Собственно, никто ничего доказывать и не будет. Цель технологии совсем другая — за счет многократного повторения одних и тех же имен в общем контексте создать впечатление, что «что-то тут не так». И если операция проведена успешно, то у публики, а самое главное — у лиц, принимающих политические решения, формируется стойкая ассоциация типа «Киселев = «Атомстройкомплекс». И тогда любая протестная активность, которую ведет депутат, будет приписана компании-застройщику. Хотя в реальности, как мы понимаем, это совсем не так — если внимательно следить за последней активностью депутата Киселева, то нетрудно увидеть, что если он и действует в чьих-то интересах, то точно не «Атома».

Тем более что как раз сейчас «Атомстройкомплекс», насколько известно, ориентируется на работу по госконтрактам, являясь одним из основных подрядчиков по контрактам на строительство школ, дорог и детских садов в Екатеринбурге. Именно эта компания ведет переговоры о строительстве первой в городе школы в рамках государственно-частного партнерства. С одной стороны, этот факт сам по себе рушит миф об «антигосударственной» позиции компании — наоборот, на самом деле речь идет о крупном господрядчике. С другой стороны, наводит на мысль о том, зачем кому-то понадобилось дискредитировать застройщика: возможно, речь как раз о конкуренции за крупные господряды, которые могут помочь выжить в непростых условиях.

Загвоздка в том, что такие обвинения могут ударить и по тому, кто использует подобную пиар-технологию. Ведь тогда можно спросить: не пытается ли этот некто под видом бизнес-войны ударить по государственной власти, ссоря его с ключевым подрядчиком? Не хочет ли он, дискредитировав своего конкурента, сорвать планы по строительству жилья и инфраструктуры, тем самым ослабив экономическую устойчивость региона? При таком ракурсе теперь «разоблачение оппозиции» уже само превращается в экономический и политический саботаж, за который могут строго спросить. И это делает описанную технологию весьма рискованным мероприятием.

«Политсовет»
Информационное агентство «Политсовет» 2003-2021
Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01453 от 26.05.2015
Выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу
Вернуться назад Распечатать