Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на Ассоциацию интернет-технологов, интернет в той или иной форме использовался в ходе кампаний во всех 225 одномандатных округах. Кандидаты и партии использовали четыре основных инструмента: «посев» контента в популярных местных пабликах, ведение личных страниц кандидатов в соцсетях, таргетированная реклама в соцсетях и работа в комментариях через агентов влияния. Самыми популярными площадками оказались Instagram и «ВКонтакте», следом идут «Одноклассники», YouTube, Facebook и TikTok. Также популярной технологией стали интернет-опросы.

О том, как кандидаты и партии используют соцсети во время избирательной кампании, мы спросили доцента кафедры политических наук УГИ УрФУ, кандидата социологических наук Надежду Сивкову. Публикуем мнение эксперта полностью:
— Интернет, социальные сети становятся сферой, где активно разворачивается политическая агитация. И это направление с каждым годом будет все более и более востребованным, а его влияние на избирателей все более ощутимым.
Я бы отметила, что многие выводы, к которым приходит Ассоциация интернет-технологов, находят подтверждение. Самыми популярными площадками для кандидатов, по их оценкам, стали Instagram и «ВКонтакте». Также используется распространение выгодного для кандидатов контента в популярных, чаще всего местных, пабликах. К таким же выводам пришли и мы, только мы пошли другим путем. Мы обратили внимание на поведение «новых» и «старых» партий в основных социальных сетях в определенный период времени. Все партии с разной степенью активности присутствуют во «ВКонтакте». Оказалось, что только шесть представлены в Instagram, естественно, лидерами по активности там были ЕР, ЛДПР и КПРФ.
Но активность — не единственный показатель. Еще весной мы заметили очень высокий уровень кликабельности контента партии «Новые люди» на федеральном и региональном уровнях. Возможно, что это «посев», а возможно, что и активность сторонников. На региональном уровне весьма внушительно выглядит и число подписчиков у этой партии.
Можно предположить, что присутствие в социальных сетях становится одним из тех значимых факторов, которые повышают шансы на победу на выборах.
Этой весной мы делали анализ активности в социальных сетях кандидатов на праймериз «Единой России», где было показано, что среди победителей праймериз 60% были активны в социальных сетях; кандидаты, активные в социальных сетях, набрали гораздо большее количество голосов на праймериз, чем те, кто не проявлял особой активности. К слову, в общей сложности было проанализировано 385 страниц кандидатов, участвовавших в праймериз в Свердловской области. Сейчас мы планируем проанализировать уже активность тех партий и кандидатов, кто одержит победу на выборах.
Стоит отметить, что партии выкладывают одинаковый контент в разных социальных сетях. То есть в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и в «Фейсбуке» контент как под «копирку». Но ведь аудитория основных социальных сетей разная, значит, и стратегия работы, контент, особенности подачи должны соответствовать потребностям аудитории.
Наши наблюдения также подтверждают лидерство «Единой России» в социальных сетях, и иерархия партий примерно такая же: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». «Единая Россия» имеет преимущество по числу подписчиков и общей активности в социальных сетях. КПРФ впереди по показателям кликабельности и количеству подписчиков в регионах. На наш взгляд, кликабельность — это важнейший показатель, отражающий интерес к контенту. Этого, к сожалению, не наблюдается у «Единой России». ЛДПР — лидер по освещению партийной работы. «Справедливая Россия» — по освещению вопросов внутренней политики, отличаясь также неоправданным «увлечением» сетью Twitter, которая, как мы видим, не востребована у российского электората. Что касается новых партий, то, действительно, лишь одна из них ведет активную работу в социальных сетях. Это партия «Новые люди», которая по ряду показателей (кликабельность контента и активность на региональном уровне) опережает в том числе партию «Единая Россия».
В оценках репрезентативности интернет-опросов я бы не была столь категорична, так как опыт последних пяти лет показал, что это не так дешево, быстро и репрезентативно. Мы занимаемся онлайн-опросами как минимум последние лет пять. Да, сейчас их качество значительно лучше, чем было пять-шесть лет назад. Но все равно по уровню репрезентативности они не сравнятся с реальными исследованиями. Опыт последних лет убедил, что реальная социология, особенно в сфере политики, не просто «не умрёт», а, наоборот, станет еще более востребованной и дорогой.
*Опубликованный материал в соответствии с законодательством РФ не содержит результатов социологических опросов и исследований, а также прогнозов результатов выборов.
*Instagram и Facebook — продукты компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена.